Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

Гибель двух дизельных траулеров имела и еще одно последст­ вие - было принято решение о прекращении дальнейшего строи­ тельства траулеров-теплоходов, якобы из-за недостаточной на­ дежности дизелей в условиях работы на промысловых судах. Ре­ шение это было явно ошибочным, ибо весь дальнейший ход событий подтвердил, что будущее именно за дизелями. В начале 1933 года, когда я был уже вторым механиком, при­ шлось и мне пережить обледенение в Баренцевом море. Во время промысла внезапно налетел ураган со снежными зарядами, темпе­ ратура воздуха упала до минус шестнадцати. Снег, налипая на надстройки, рангоут, такелаж, моментально превращался в лед. Траулер буквально на глазах превращался в ледяную глыбу. Кач­ ка становилась все медленнее, ленивее, траулер, накренившись под ударом волны, как бы нехотя возвращался в первоначальное положение. Крен доходил до критической величины - 45 градусов. Чтобы удержаться у поста управления главным двигателем (а команда об изменении режима его работы могла поступить в любое время), приходилось раскачиваться как маятник, зацепившись рукой за ступеньку аварийного выхода. Поняв всю серьезность положения, капитан траулера Я. Г. Ро­ манов вызвал всех матросов и свободных от вахты моряков на околку льда. Вышел с кувалдой и сам. Отбивали лед всем, что было под руками: топорами, ломами, лопатами. Около двадцати часов всей командой боролись со льдом. Хотя и очень необходи­ мо было остановить двигатель для устранения мелкого дефекта, мы этого не сделали, а продолжали работать переменными хо­ дами против ураганного ветра. В этой ситуации сказался большой опыт и профессиональное мастерство старшего меха­ ника А. А .Макарова. Уже гораздо позднее - в шестидесятых-семидесятых годах - к изучению процессов, связанных с обледенением судов, были при­ влечены солидные силы ряда институтов. В описываемое же время главным правилом, которым руководствовались моряки-рыбаки во время борьбы с обледенением, было: "Удаление льда с судна долж­ но производиться экипажем сразу же, как начнется обледенение, пока лед еще не успел затвердеть и легко поддается околке!" Вряд ли оно устарело и сейчас. В экстремальных условиях обледенение может быть небезо­ пасно и для крупных судов. Примером тому сложное положение, в котором оказался в апреле 1985 года в районе Лабрадора сильно обледеневший (при температуре минус 20-22 градуса) транспорт­ ный рефрижератор "Алексей Венецианов" со сместившимся на один борт грузом. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz