Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

Комиссия компетентных специалистов сделала вывод, что на судах этой серии при постройке была занижена величина мета- центрической высоты, которая определяет остойчивость судна. В то время ни одно из классификационных обществ на строивших­ ся судах остойчивость не регламентировало и не контролировало: это целиком и полностью было отдано на откуп судостроителям. После описанных случаев на всех дизельных траулерах был добавлен балласт по днищу машинного отделения и междудонных водяных цистерн. Но все-таки основной причиной гибели судов была остановка главных двигателей, в результате чего суда были лишены столь необходимой в подобных условиях маневренности. Ведь в то же время в море, на промысле, примерно в тех же райо­ нах и при тех же метеоусловиях находились два других дизельных траулера - РТ-49 "Скумбрия" (капитан И. В. Ильин) и РТ-54 "Су­ дак" (капитан Д. А. Бурков, старший механик А. М. Надель). На этих судах с появлением обледенения сразу же приняли реши­ тельные меры по авральной, всей командой, околке льда, да и ма­ шинные команды, руководимые опытными старшими механика­ ми, обеспечили бесперебойную работу главных двигателей, что позволило судоводителям держать суда "носом на волну". Вот такой высокой ценой было заплачено за допущенные ра­ нее промахи в кадровой политике, когда не позаботились своевре­ менно о подготовке механиков для работы на довольно сложных по тем временам бескомпрессорных дизелях, требовавших особо вни­ мательного квалифицированного обслуживания. Потом еще долго рядовые моряки старались избегать выхо­ дить зимой в море на дизельных траулерах. А кто и выходил, то предварительно старался гыяснить степень надежности механиз­ мов судна и уровень компетентности механиков. И в течение всего рейса, еще находясь под впечатлением тех трагических событий, люди держались замкнуто, пребывали в постоянном напряжении. Кое-кто даже спускался в машинное отделение, внимательно ог­ лядывал работающий двигатёль, с некоторым смущением задавал механикам вопросы, выдававшие обыкновенную человеческую тревогу. Многие же в свободное от несения вахты время предлага­ ли мотористам посильную помощь в обслуживании механизмов. Как ни удивительно, но вот это постоянное ощущение висящей надо всеми опасности сплачивало команды дизельных траулеров. Люди на них жили и работали одной дружной семьей, в атмосфере взаимовыручки и уважения друг к другу. И в помине не было прису­ щей старым, нездоровым флотским традициям розни - деления эки­ пажа на палубную команду (с презрительным прозвищем "рогали") и машинную ("духов”) , постоянно враждовавших между собой. Ко­ роче говоря, на дизельных траулерах сами условия плавания и рабо­ ты способствовали образованию стабильных экипажей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz