Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
Комиссия компетентных специалистов сделала вывод, что на судах этой серии при постройке была занижена величина мета- центрической высоты, которая определяет остойчивость судна. В то время ни одно из классификационных обществ на строивших ся судах остойчивость не регламентировало и не контролировало: это целиком и полностью было отдано на откуп судостроителям. После описанных случаев на всех дизельных траулерах был добавлен балласт по днищу машинного отделения и междудонных водяных цистерн. Но все-таки основной причиной гибели судов была остановка главных двигателей, в результате чего суда были лишены столь необходимой в подобных условиях маневренности. Ведь в то же время в море, на промысле, примерно в тех же райо нах и при тех же метеоусловиях находились два других дизельных траулера - РТ-49 "Скумбрия" (капитан И. В. Ильин) и РТ-54 "Су дак" (капитан Д. А. Бурков, старший механик А. М. Надель). На этих судах с появлением обледенения сразу же приняли реши тельные меры по авральной, всей командой, околке льда, да и ма шинные команды, руководимые опытными старшими механика ми, обеспечили бесперебойную работу главных двигателей, что позволило судоводителям держать суда "носом на волну". Вот такой высокой ценой было заплачено за допущенные ра нее промахи в кадровой политике, когда не позаботились своевре менно о подготовке механиков для работы на довольно сложных по тем временам бескомпрессорных дизелях, требовавших особо вни мательного квалифицированного обслуживания. Потом еще долго рядовые моряки старались избегать выхо дить зимой в море на дизельных траулерах. А кто и выходил, то предварительно старался гыяснить степень надежности механиз мов судна и уровень компетентности механиков. И в течение всего рейса, еще находясь под впечатлением тех трагических событий, люди держались замкнуто, пребывали в постоянном напряжении. Кое-кто даже спускался в машинное отделение, внимательно ог лядывал работающий двигатёль, с некоторым смущением задавал механикам вопросы, выдававшие обыкновенную человеческую тревогу. Многие же в свободное от несения вахты время предлага ли мотористам посильную помощь в обслуживании механизмов. Как ни удивительно, но вот это постоянное ощущение висящей надо всеми опасности сплачивало команды дизельных траулеров. Люди на них жили и работали одной дружной семьей, в атмосфере взаимовыручки и уважения друг к другу. И в помине не было прису щей старым, нездоровым флотским традициям розни - деления эки пажа на палубную команду (с презрительным прозвищем "рогали") и машинную ("духов”) , постоянно враждовавших между собой. Ко роче говоря, на дизельных траулерах сами условия плавания и рабо ты способствовали образованию стабильных экипажей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz