Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

типа высвободить 113 человек. В результате производительность труда по этой группе судов возросла на 9 процентов при росте за­ работной платы на 6,4 процента. В целом по флоту благодаря это­ му производительность труда выросла на 1,7 процента, условный годовой экономический эффект составил около 100 тысяч рублей. Работа транспортных рефрижераторов типа "Сибирь" с сокра­ щенным штатом команды показала жизненность и эффективность использования щекинского метода на флоте. Тем самым были со­ зданы необходимые предпосылки для перевода на работу по этому методу и транспортных рефрижераторов других типов. В 1979 году по инициативе ВРПО "Севрыба" на ТР "Иван Айвазовский" в течение двух рейсов проводился эксперимент: пе­ регрузочные работы в морс осуществлялись по так называемому "восточному варианту", когда все операции, вплоть до укладки рыбы в трюмах, выполнялись только силами экипажей промысло­ вых судов (без участия матросов с рефрижераторов). Подведя ито­ ги и изучив результаты этого эксперимента, все пришли к едино­ му мнению, что дальнейшее внедрение этого метода нецелесооб­ разно, так как при этом ухудшаются эксплуатационные показатели работы рефрижераторов. Перегрузка мороженой рыбы в море с промысловых судов тре­ бовала от экипажей транспортных рефрижераторов больших за­ трат тяжелого физического труда. Нужно было вручную (как горько шутили моряки - врукопашную) буквально бегом перено­ сить короба с мороженой рыбой (весом 30-33 кг) от просветов гру­ зовых люков по всему трюму. Особенно тяжело приходилось на крупнотоннажных транспортных рефрижераторах типа "Прибой" и "Поляр", где по сравнению с "Сибирями" объемы перегружаемой рыбы были в два раза больше, а трюмы значительно шире и длин­ нее. А чтобы уложиться в довольно напряженные нормы перегруз­ ки, да еще и сэкономить рыбакам несколько часов промыслового времени, что тоже предусматривалось обязательствами, приходи­ лось двигаться быстро и работать очень напряженно. Да еще коро­ ба с рыбой нужно было не просто свалить в кучу, а уложить так аккуратно и плотно, чтобы их вошло в трюм как можно больше. И несмотря на то, что в трюмах рефрижераторов было около 18 градусов ниже нуля, все работали мокрыми от пота. Присесть пе­ редохнуть было нельзя, так как при таком перепаде температур можно было легко простудиться. Флотские рационализаторы неоднократно пытались механи­ зировать процесс перемещения коробов с рыбой в трюмах рефри­ жераторов. В 1967 году на ТР "Хибинские горы" (типа "Прибой", капитан И. Б. Федоров) была осуществлена первая такая попытка. Судовые умельцы при активном и непосредственном участии до­ 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz