Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
вания - из-за недостатка мест приходилось им работать на две вах ты. Эти траулеры имели достаточно высокую скорость траления, что являлось залогом хороших уловов, выполнения рейсовых зада ний и хорошего заработка. Совсем иное дело было на паровых траулерах, где из-за низ кого качества угля и частого загрязнения котлов паровые установ ки не могли обеспечить нужного подъема пара. В промысловых сводках то и дело мелькали сообщения с таких траулеров - "баним трубки", "поднимаем пар", "ремонт котла" и т. п. А простои сказы вались, и очень даже ощутимо, на заработках людей. Поэтому не случайно в положении о зарплате машинных команд РТ предус матривалась отдельная статья оплаты за поддержание в течение рейса планового числа оборотов при тралении. В те времена рыба донных пород ловилась в Баренцевом море отлично, особенно летом. Поэтому наши рейсы были короткими: 14-16 суток, не более. Плавали, как шутили моряки, "от бани до бани". Возможность часто бывать на берегу, видеться с семьями устраивала моряков, и это тоже было одним из достоинств дизель ных траулеров. Матросов на дизельных РТ по штату было немного, при боль ших уловах они не успевали перерабатывать выловленную рыбу, поэтому часто на разделке работала подвахта из членов машинной команды. Дизельные траулеры были низкобортными, волны сво бодно закатывались на палубу, людей поливало и сверху, и снизу, и с боков. -Все были мокрые до нитки. И все равно работали, да еще как! Летом, когда рыба ловилась особенно хорошо, трюмы запол нялись быстро. Но мы этим не ограничивались: несколькими удач ными тралениями заваливали рыбой палубу вровень с бортами и только тогда снимались в порт. На переходе до самого Кольского залива перерабатывали рыбу. А пока шли по заливу до порта, при водили себя и судно в порядок. Работали тогда с большим подъ емом, чего, пожалуй, недостает сейчас. Много сложнее обстояло дело с плаванием на дизельных трау лерах зимой, в период сильных штормов и морозов. Тогда к этим судам относились с опаской. Дело в том, что зимой 1931/1932 года погибли вместе с экипа жами два дизельных траулера - РТ-47 "Союзрыба" и РТ-53 "Осетр". Трудно сказать, какие трагедии разыгрались на этих су дах. Но по отрывочным радиодонесениям с них можно было дога даться, что они попали в жесточайший шторм, сопровождавшийся резким понижением температуры воздуха. Траулеры сильно обле денели, стали терять остойчивость. И как на грех у обоих остано вились главные двигатели. Неуправляемые траулеры развернуло лагом к волне, положило на борт. Они перевернулись и затонули. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz