Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

вания - из-за недостатка мест приходилось им работать на две вах­ ты. Эти траулеры имели достаточно высокую скорость траления, что являлось залогом хороших уловов, выполнения рейсовых зада­ ний и хорошего заработка. Совсем иное дело было на паровых траулерах, где из-за низ­ кого качества угля и частого загрязнения котлов паровые установ­ ки не могли обеспечить нужного подъема пара. В промысловых сводках то и дело мелькали сообщения с таких траулеров - "баним трубки", "поднимаем пар", "ремонт котла" и т. п. А простои сказы­ вались, и очень даже ощутимо, на заработках людей. Поэтому не случайно в положении о зарплате машинных команд РТ предус­ матривалась отдельная статья оплаты за поддержание в течение рейса планового числа оборотов при тралении. В те времена рыба донных пород ловилась в Баренцевом море отлично, особенно летом. Поэтому наши рейсы были короткими: 14-16 суток, не более. Плавали, как шутили моряки, "от бани до бани". Возможность часто бывать на берегу, видеться с семьями устраивала моряков, и это тоже было одним из достоинств дизель­ ных траулеров. Матросов на дизельных РТ по штату было немного, при боль­ ших уловах они не успевали перерабатывать выловленную рыбу, поэтому часто на разделке работала подвахта из членов машинной команды. Дизельные траулеры были низкобортными, волны сво­ бодно закатывались на палубу, людей поливало и сверху, и снизу, и с боков. -Все были мокрые до нитки. И все равно работали, да еще как! Летом, когда рыба ловилась особенно хорошо, трюмы запол­ нялись быстро. Но мы этим не ограничивались: несколькими удач­ ными тралениями заваливали рыбой палубу вровень с бортами и только тогда снимались в порт. На переходе до самого Кольского залива перерабатывали рыбу. А пока шли по заливу до порта, при­ водили себя и судно в порядок. Работали тогда с большим подъ­ емом, чего, пожалуй, недостает сейчас. Много сложнее обстояло дело с плаванием на дизельных трау­ лерах зимой, в период сильных штормов и морозов. Тогда к этим судам относились с опаской. Дело в том, что зимой 1931/1932 года погибли вместе с экипа­ жами два дизельных траулера - РТ-47 "Союзрыба" и РТ-53 "Осетр". Трудно сказать, какие трагедии разыгрались на этих су­ дах. Но по отрывочным радиодонесениям с них можно было дога­ даться, что они попали в жесточайший шторм, сопровождавшийся резким понижением температуры воздуха. Траулеры сильно обле­ денели, стали терять остойчивость. И как на грех у обоих остано­ вились главные двигатели. Неуправляемые траулеры развернуло лагом к волне, положило на борт. Они перевернулись и затонули. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz