Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

ше противников проведения этой операции. Большие опасения вызывал сам маневр подхода БМРТ к борту рефрижератора в ус­ ловиях открытого моря в сложных метеоусловиях Северо-Запад­ ной Атлантики, где очень часто штормит. И все-таки в конце июня 1958 года после долгих раздумий и дебатов было решено направить "Иркутск" в СЗА. Общее руковод­ ство этим экспериментом, цена которого была слишком велика, осуществлял бывший тогда главным капитаном Мурманского сов­ нархоза (была такая должность) Б. И. Кулагин. "Иркутском" в этом экспериментальном рейсе командовал опытнейший капитан Ф. И. Чернявский. Главным механиком в этом рейсе и потом на протяжении длительного времени был меха­ ник первого разряда В. И. Вишневский, до этого долгое время ра­ ботавший главным механиком сельдяных экспедиций. Все подходы БМРТ к рефрижератору были удачными, за иск­ лючением трех швартовок, когда траулерами были получены не­ значительные повреждения несущественных частей корпуса (ре- линги, стойки, козырьки и т. п.): сказался накопленный в Север­ ной Атлантике опыт осуществления подобных маневров. Для обеспечения безопасной стоянки БМРТ у бортов рефри­ жератора применялись те же курские кранцы, которыми пользо­ вались в сельдяных экспедициях. Эти кранцы, применявшиеся для СРТ, при общепринятом в технике четырехкратном, имели деся­ тикратный запас прочности (уж слишком ответственна была их роль). Но все же, учитывая большой вес БМРТ, для страховки число их удваивали. Результаты этого экспериментального рейса были потрясаю­ щими. При общем нахождении на промысле в течение 23 суток за девять суток чистого времени грузовых операций (остальное вре­ мя было затрачено на ожидание благоприятной погоды) "Иркутск" принял с восьми БМРТ 2716 тонн мороженой рыбы. Это позволило продлить время нахождения БМРТ на промысле на 536 (!) судо- суток и дополнительно выработать 1670 тонн рыбопродукции. Экономический эффект составил около трех миллионов рублей (в старом масштабе цен). После этого рейса "Иркутск" продолжал работать в том же ключе на приемке мороженой рыбы от БМРТ траловых флотов. Опытный рейс рефрижератора "Иркутск" положил начало но­ вой форме экспедиционной организации промысла при работе крупнотоннажных промысловых судов в отдаленных районах Ми­ рового океана, которая впоследствии была перенята другими бас­ сейнами отрасли. Считаю необходимым рассказать об этом судне, ставшем в своем роде первопроходцем, более подробно. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz