Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
ше противников проведения этой операции. Большие опасения вызывал сам маневр подхода БМРТ к борту рефрижератора в ус ловиях открытого моря в сложных метеоусловиях Северо-Запад ной Атлантики, где очень часто штормит. И все-таки в конце июня 1958 года после долгих раздумий и дебатов было решено направить "Иркутск" в СЗА. Общее руковод ство этим экспериментом, цена которого была слишком велика, осуществлял бывший тогда главным капитаном Мурманского сов нархоза (была такая должность) Б. И. Кулагин. "Иркутском" в этом экспериментальном рейсе командовал опытнейший капитан Ф. И. Чернявский. Главным механиком в этом рейсе и потом на протяжении длительного времени был меха ник первого разряда В. И. Вишневский, до этого долгое время ра ботавший главным механиком сельдяных экспедиций. Все подходы БМРТ к рефрижератору были удачными, за иск лючением трех швартовок, когда траулерами были получены не значительные повреждения несущественных частей корпуса (ре- линги, стойки, козырьки и т. п.): сказался накопленный в Север ной Атлантике опыт осуществления подобных маневров. Для обеспечения безопасной стоянки БМРТ у бортов рефри жератора применялись те же курские кранцы, которыми пользо вались в сельдяных экспедициях. Эти кранцы, применявшиеся для СРТ, при общепринятом в технике четырехкратном, имели деся тикратный запас прочности (уж слишком ответственна была их роль). Но все же, учитывая большой вес БМРТ, для страховки число их удваивали. Результаты этого экспериментального рейса были потрясаю щими. При общем нахождении на промысле в течение 23 суток за девять суток чистого времени грузовых операций (остальное вре мя было затрачено на ожидание благоприятной погоды) "Иркутск" принял с восьми БМРТ 2716 тонн мороженой рыбы. Это позволило продлить время нахождения БМРТ на промысле на 536 (!) судо- суток и дополнительно выработать 1670 тонн рыбопродукции. Экономический эффект составил около трех миллионов рублей (в старом масштабе цен). После этого рейса "Иркутск" продолжал работать в том же ключе на приемке мороженой рыбы от БМРТ траловых флотов. Опытный рейс рефрижератора "Иркутск" положил начало но вой форме экспедиционной организации промысла при работе крупнотоннажных промысловых судов в отдаленных районах Ми рового океана, которая впоследствии была перенята другими бас сейнами отрасли. Считаю необходимым рассказать об этом судне, ставшем в своем роде первопроходцем, более подробно. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz