Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

Этот радиообмен "Свердловска" с берегом случайно слышал радиооператор БМРТ, которым командовала женщина-капитан В. Я . Орликова. Поскольку ее судно длительное время находилось в пролове и уже отставало с выполнением рейсового задания, ре­ шительная женщина по собственной инициативе, не дожидаясь указаний с берега, первой перешла в новый район и довольно быс­ тро набрала полный груз рыбы. После на Флемиш-Кап перешла основная масса БМРТ, и с тех пор этот район Северо-Западной Атлантики стал традицион­ ным местом работы крупнотоннажных судов, а место, где БМРТ "Свердловск" открыл скопление окуня, так и стало именоваться "Банкой "Свердловска". Расстояние от Мурманска до новых районов СЗА (у острова Ньюфаундленд) составляло около трех тысяч миль, на преодоле­ ние его уходило 40-45% рейсового эксплуатационного времени. При удовлетворительной сырьевой базе время нахождения БМРТ на промысле ограничивалось количеством замороженной рыбы, вмещавшейся в рефрижераторные трюмы, тогда как запасы топ­ лива и воды позволяли судам находиться на промысле примерно в полтора раза дольше. Но куда было девать рыбу, чтобы освободить емкости трюмов для последующих уловов? К тому же требовалось и пополнение запасов картонной тары. Вот тогда-то специалисты Мурманского тралфлота и предло­ жили сдавать мороженую рыбу с БМРТ на рефрижератор с тем, •чтобы продлить время нахождения траулеров на промысле и тем самым исключить непроизводительные потери времени на перехо­ ды в порт для разгрузки и создать условия для увеличения добычи рыбы по флоту в целом. Собственно, ничего нового, особенного в этом предложении не было. Та же схема экспедиционной работы, многими годами отработанная на промысле сельди в Северной Ат­ лантике по принципу "промысловое судно - плавбаза или транс­ порт (танкер)". Но там были сравнительно небольшие суда (СРТ). С большими морозильными траулерами дело обстояло много сложнее - они имели большее водоизмещение, изоляция бортов в трюмах исключала любые, самые незначительные повреждения наружной обшивки корпуса при швартовках. Опасной была и воз­ можность повреждения батареи системы охлаждения трюмов. Но сложившаяся в то время в тралфлоте обстановка с планом добычи требовала принять радикальные меры, чтобы продлить время работы на промысле больших морозильных траулеров, став­ ших "главными добытчиками". Короче говоря, требовалось снять в море с БМРТ мороженую рыбу и снабдить их картонной тарой. Вопрос об использовании "Иркутска" для разгрузки БМРТ в от­ крытом море в районе СЗА изучался и обсуждался долго в самых широких рыбацких кругах. Много было сторонников, но еще боль­ 1 2 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz