Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

(старший повар И. Е. Болдырев). Он пользовался такой попу­ лярностью, что на промысле все СРТ под любыми предлогами старались подойти именно к «Памяти Кирова», а перед отхо­ дом в порт заранее давали по радио заявку на хлеб. Многие моряки, возвращающиеся в порт, брали по буханке, чтобы уго­ стить близких дома и показать им, что в море делают хлеб гораздо лучше, чем на береговых хлебозаводах. Чтобы разнообразить питание, на судах коптили для себя сельдь — так сказать, неофициально, на добровольных нача­ лах. Первыми это стали делать на СРТ-1 «Кораблестроитель». Инициатором и непревзойденным мастером копчения сельди стал старший механик судна Н. А. Белозеров, отличный спе­ циалист своего дела; на флоте его звали «Милейший» — имен­ но так он обращался к подчиненным, когда почему-либо был недоволен их работой или поведением. Оборудование для коп­ чения было самое немудрящее: обычная бочка-«сельдянка» с прутьями, на которые нанизывалась рыба. Естественно, через очень короткое время коптить сельдь стали на всех судах. Коптили обычно на кормовой надстройке: если бочка загорится (а это случалось), ее легко столкнуть за борт. А селедка получалась отменная. Постоянным предметом особых забот являлось и соблюде­ ние технологии обработки сельди, качество продукции. Сортность готовой продукции, выпускаемой «Мурман- сельдью», всегда была выше плановой и выше, чем на судах других флотилий, работавших в Северной Атлантике. Этому во многом способствовало отличное качество заливных бочек, изготавливаемых Мурманским тарным комбинатом. Наши мо­ ряки — и на промысловых судах, и на плавбазах — относи­ лись к ним крайне бережно. Флотские технологи добились, что доставлять бочки на плавбазы и СРТ стали в специальных контейнерах, образцы которых были разработаны и изготов­ лены «Мурмансельдью» (тут надо добавить: контейнерная пе­ ревозка позволила эффективнее использовать автомобильный транспорт). К сожалению, в борьбе за высокую сортность продукции имелись и свои издержки. Некоторые рыбмастера, боясь порчи сельди, действовали по принципу «Лучше пересолить, чем не­ досолить», но получалось не лучше во всех отношениях. При пересоле полуфабриката увеличивался не только расход соли, но и технологические потери сырца (эти потери были не­ малые — 10—12 процентов). Главное же, крепкосоленую, жесткую сельдь плохо брали покупатели. Они требовали сла­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz