Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

были они грузовыми судами и не отвечали всем требованиям плавбаз сельдяного промысла, тем не менее бесперебойно обеспечивали нужды рыбаков. «Атлантика» и «Антарктика» были дооборудованы: появились благоустроенные жилые по­ мещения для рыбообработчиков, кладовые, медицинские ком­ плексы. На «Воркуте», «Городецком» и «Архангельске» устроили только дополнительные спальные места для бригады рыбооб­ работчиков, что, увы, привело к тесноте и неудобствам для экипажей. Однако другого выхода не было. В 1954 году на плавбазах, прямо в море, полуфабрикат сельди начали перерабатывать в готовую продукцию, которая затем сразу отправлялась потребителям. За год ее было реа­ лизовано 15,5 тысячи центнеров, и все сразу почувствовали огромную выгоду новшества: готовая продукция была значи­ тельно рентабельнее полуфабриката и шла только первым сортом, что существенно влияло на качественные показатели по флоту в целом. Особенно выгоден был выпуск сельди пряного посола. Чтобы делать ее как можно больше, мы смонтировали на бе­ регу установку, размалывавшую специи, которые затем в фа­ сованном виде отправляли на плавбазы. Выпуск готовой продукции постоянно увеличивался; спустя восемь лет, в 1962 году, наши плавбазы изготовили почти полмиллиона центнеров ее. Иными словами, более половины (58 процентов) улова сельди пошло потребителю полностью подготовленным к реализации. Поначалу готовую продукцию на базах изготавливали по самой простой, примитивной технологии, с большими затра­ тами ручного труда, особенно на укладке сельди в бочки (позднее для этого стали применять специальные механиче­ ские вибраторы). * * * К концу 1954 года сельдяной флот насчитывал уже сто девятнадцать СРТ. Общий улов превысил 850 тысяч центне­ ров. Сельди мы взяли около 655 тысяч центнеров •—- на 131 тысячу больше, чем в предыдущем году. Промысел обслуживали семь своих плавбаз и две арендованные, три танкера (новый танкер «Уржум» доставлял дизельное топливо). Постепенно, с приобретением опыта, «Мурмансельдь» со­ вершенствовала и свою «внутреннюю организацию» — взаимо­ действие служб, связь берега с промыслом. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz