Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

тали специальные швартовые кранцы в виде длинных паке­ тов из надувных сигарообразных баллонов. Долгий конструк­ торский поиск, затраты средств, сил и энергии, неоднократные командировки специалистов Курского завода в Мурманск для наблюдения за работой опытных кранцев в конечном счете были вознаграждены. Новые кранцы оказались прочными, надежными и в полной мере обеспечивали безопасную стоянку СРТ у плавучих баз при волнении моря до шести баллов. В том, что проблема кранцевой защиты была решена сравнительно быстро, немаловажную роль сыграла прямая связь с различными предприятиями и организациями. Большую помощь нашему флоту — и поддержкой, и со­ ветами — оказал тогда опытный корабельный инженер И. М. Семенов, бывший тогда начальнико?*і Главгосрыбфлот- инспекции. Добрых слов заслужили и специалисты Курского завода, особенно начальник цеха Е. А. Козин, которые по­ дошли к делу с настоящих государственных позиций. Для сборки и ремонта кранцев при отделе снабжения флота была создана специальная мастерская со всем необхо­ димым оборудованием. Со временем, когда промысловикам удалось наладить хорошую эксплуатацию кранцев, свести до минимума их износ и потери, мастерская, чтобы не остать­ ся без дела, стала не без успеха выполнять для судовых нужд различные такелажные работы. Одним из главных энтузиа­ стов внедрения курских кранцев и одним из организаторов их ремонта был бригадир мастерской JI. Д. Хомутов, превосход­ ный производственник и к тому же одаренный, с творческой жилкой человек, ставший впоследствии заслуженным рацио­ нализатором РСФСР. Нашего Хомутова знали и на Курском заводе, куда он ездил изучать технологию изготовления кран­ цев и где не преминул блеснуть способностями: внес несколь­ ко ценных предложений. Швартовые надувные кранцы, созданные на Севере, полу­ чили широкое применение на судах всех бассейнов. В дальней­ шем их конструкция совершенствовалась, и в настоящее время новые модификации наших кранцев применяются при швар­ товке самых крупных промысловых судов, включая БАТы и транспортные рефрижераторы, всюду, где ведут промысел советские рыбаки. Приоритет «Мурмансельди» в создании на­ дежной кранцевой защиты зафиксирован в двух авторских свидетельствах на изобретения. Так что, минуя ведомствен­ ные барьеры, специалисты сельдяного флота не побоялись полностью взять на себя ответственность, хоть производствен­ ный риск был, и немалый; хорошо, что им в этом деле не мешали, спокойно выжидая: а что ж получится? 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz