Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.
и подобран югославскими партизанами; после выздоровления воевал в их отряде, вернулся на Родину уже после окончания войны. Капитан казнил себя: никак не мог примириться с тем, что на его судне в совершенно мирной обстановке погиб че ловек. У руководителей флота не было оснований обвинить команду СРТ-331 и его капитана в разгильдяйстве. В то же время было совершенно очевидно: никакие высо кие уловы не стоят жизни человека. В другой раз также при вымете сетей на СРТ-189 одного из матросов выбросило за борт. К счастью, все обошлось бла гополучно, если не считать вынужденного купания моряка в ледяной воде и волнений экипажа за судьбу товарища. Оба эти случая послужили серьезным предупреждением, лишний раз напомнив: лов рыбы в океане — участок повы шенной опасности, море ошибок не прощает. На судах стало правилом: к обычной команде «Пригото виться к выметке сетей!» обязательно добавлять: «Ножи держать наготове!» — чтобы в любой момент, при необходи мости, быстро обрезать поводец, захлестнувший ногу. На вы- метку сетей с длинными поводцами теперь ставили только наиболее опытных, натренированных, расторопных матросов. Северная Атлантика устраивала морякам экзамен и по другим «предметам». Один из них — безопасность пересадки с СРТ на плавбазу и обратно. Типовые правила в то время запрещали транспорти ровку людей грузовыми устройствами, а попасть на базу очень часто требовалось обязательно: на прием к врачу, получить снабжение, обменять киноленты, книги и т. д. Моряки пере бирались кто как мог — карабкались по штормтрапам, цепля лись за грузовую сетку с бочками, рискуя сорваться; при све жей погоде и сильной качке такая самодеятельность вела к травмам. Помочь решить проблему пересадки управление флота попросило специалистов ленинградского института «Гипрорыбфлот»; к сожалению, гибкий трап, разработанный ими, не прижился: конструкция не обеспечивала надежного, безопасного перехода людей. Тогда обратились к самим морякам; на флоте объявили конкурс. Поступило около восьмисот предложений, но ни одно не содержало приемлемого решения. Пришлось все-таки, в обход правил, разрешить пользоваться судовыми грузовыми устройствами — при строгом выполнении подробных инструк ций и под неотступным наблюдением вахтенных. Случаи трав матизма при пересадке прекратились. А когда, в конце кон цов, было получено официальное разрешение использовать грузовые устройства, флотские специалисты сконструировали 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz