Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

мент, поставив сетной порядок на большую глубину. Резуль­ тат был ошеломляющим: ячеи нижней половины сетей ока­ зались сплошь забиты отборной сельдью. Вывод напрашивал­ ся однозначный: сельдь осенью никуда не уходит, а совершает вертикальные миграции, под влиянием каких-то факторов задерживаясь в нижних слоях; там-то, на глубине, и надо облавливать ее концентрации. Первым с успехом проделал это экипаж СРТ-158 «Араке» под командованием Я. Г. Тифанова, положив начало лову сельди в Северной Атлантике круглый год, осенью и зимой — в самый безрыбный период. Спустя какое-то время все суда «Мурмансельди» занялись глубинным ловом сельди, применяя дрифтерные порядки с длинными поводцами. А поскольку выбирать их вручную было очень тяжело, флотские рациона­ лизаторы придумали удачную конструкцию приводных тура- чек, значительно облегчавшую операции. Примеру «Мурмансельди» последовали и другие флотилии, промышлявшие сельдь в Северной Атлантике. В 1954 году за освоение круглогодового лова сельди в открытом океане более двухсот работников флота были удо­ стоены государственных наград. Ордена и медали СССР были вручены капитанам М. Г. Сухорукову и П. А. Ваганову, матросу И. В. Родионову, боцману П. Ф. Степину, рыбмастеру П. М. Кустову, тралмейстеру Н. Г. Белко (впоследствии — из­ вестный капитан-кошельковист) и другим. С переходом на глубинный лов работа с дрифтерными по­ рядками значительно усложнилась. На большинстве СРТ «Мурмансельди» их выметывали «ходом вперед». Этот способ позволял быстро и прицельно, в нужном направлении распо­ ложить порядок, но в то же время грозил неприятностями — сети могли намотаться на винт. Однако после того, как капи­ тан СРТ-189 А. И. Семенов придумал довольно простую, но эффективную конструкцию «сетеотводителя», эта возможность стала минимальной. Когда же на глубинном лову начали при­ менять длинные поводцы, выметка сетей стала опасной уже для людей: при малейшей неосторожности, особенно при кач­ ке, моряк мог оступиться и попасть ногой в бухту поводца, который по ходу судна, можно сказать, «выстреливал» за борт. Так оно, к несчастью, и произошло на СРТ-331 с одним из членов экипажа. Гибель товарища была потрясением не только для команды СРТ, но и для всего флота. Особенно тяжело переживал ее капитан судна Д. Ф. Глухов, бывший фронтовик, не раз глядевший смерти в глаза: он служил штур­ маном в бомбардировочной авиации; выполняя боевое задание, вылетел в Югославию, при вынужденной посадке был ранен 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz