Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.
мент, поставив сетной порядок на большую глубину. Резуль тат был ошеломляющим: ячеи нижней половины сетей ока зались сплошь забиты отборной сельдью. Вывод напрашивал ся однозначный: сельдь осенью никуда не уходит, а совершает вертикальные миграции, под влиянием каких-то факторов задерживаясь в нижних слоях; там-то, на глубине, и надо облавливать ее концентрации. Первым с успехом проделал это экипаж СРТ-158 «Араке» под командованием Я. Г. Тифанова, положив начало лову сельди в Северной Атлантике круглый год, осенью и зимой — в самый безрыбный период. Спустя какое-то время все суда «Мурмансельди» занялись глубинным ловом сельди, применяя дрифтерные порядки с длинными поводцами. А поскольку выбирать их вручную было очень тяжело, флотские рациона лизаторы придумали удачную конструкцию приводных тура- чек, значительно облегчавшую операции. Примеру «Мурмансельди» последовали и другие флотилии, промышлявшие сельдь в Северной Атлантике. В 1954 году за освоение круглогодового лова сельди в открытом океане более двухсот работников флота были удо стоены государственных наград. Ордена и медали СССР были вручены капитанам М. Г. Сухорукову и П. А. Ваганову, матросу И. В. Родионову, боцману П. Ф. Степину, рыбмастеру П. М. Кустову, тралмейстеру Н. Г. Белко (впоследствии — из вестный капитан-кошельковист) и другим. С переходом на глубинный лов работа с дрифтерными по рядками значительно усложнилась. На большинстве СРТ «Мурмансельди» их выметывали «ходом вперед». Этот способ позволял быстро и прицельно, в нужном направлении распо ложить порядок, но в то же время грозил неприятностями — сети могли намотаться на винт. Однако после того, как капи тан СРТ-189 А. И. Семенов придумал довольно простую, но эффективную конструкцию «сетеотводителя», эта возможность стала минимальной. Когда же на глубинном лову начали при менять длинные поводцы, выметка сетей стала опасной уже для людей: при малейшей неосторожности, особенно при кач ке, моряк мог оступиться и попасть ногой в бухту поводца, который по ходу судна, можно сказать, «выстреливал» за борт. Так оно, к несчастью, и произошло на СРТ-331 с одним из членов экипажа. Гибель товарища была потрясением не только для команды СРТ, но и для всего флота. Особенно тяжело переживал ее капитан судна Д. Ф. Глухов, бывший фронтовик, не раз глядевший смерти в глаза: он служил штур маном в бомбардировочной авиации; выполняя боевое задание, вылетел в Югославию, при вынужденной посадке был ранен 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz