Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

ных сильных ветров в районе промысла флот потерял боль­ шое количество дрифтерных сетей вместе с уловом. Был слу­ чай, когда из-за неожиданно налетевшего шторма за два дня на флоте погибло промыслового вооружения почти на два миллиона рублей; судам, оставшимся без сетей, пришлось досрочно сниматься с промысла. Тогда же при следовании в порт выскочил на камни у острова Кильдин и разбился СРТ-188 «Гиляк»; к счастью, никто не погиб. Стало ясно: сельдяной экспедиции срочно необходимо ме­ теорологическое обеспечение. Мурманское управление гидро­ метеослужбы выделило специальную синоптическую группу, в обязанности которой входило давать промысловикам прогноз погоды и синоптические консультации непосредственно в рай­ оне лова. Группа эта, состоявшая из двух дежурных инжене- ров-синоптиков и нескольких радиооператоров-наблюдателей, размещалась при штабе экспедиции на одной из плавбаз. Де­ журные синоптики анализировали данные метеонаблюдений, принятые радиооператорами, и выдавали руководителям про­ мысла прогноз погоды на предстоящие сутки, затем он дово­ дился до сведения всех судов. Случалось, правда, что синопти­ ки, вопреки своим собственным прогнозам, около полуночи по радиотелефону сообщали о надвигающемся шторме и реко­ мендовали немедленно выбрать сети. Командам, уставшим после обработки рыбы, приходилось вставать и приниматься за авральную работу... Но обычно прогнозы были достаточно точны, особенно если они исходили от инженера-синоптика В. JI. Очкасова. Промысловики относились к нему с особым уважением, считали: какую погоду предсказывает Очкасов, такой она обязательно и будет. С введением синоптического обслуживания флота потери промвооружения заметно снизились. * * * Хлопотное это было дело — переключение флота с дриф­ терного лова на траловый и наоборот. Но что делать, если к осени концентрации сельди исчезали. Над тем, куда она де­ вается, задумывались многие промысловики. В конце путины 1951 года небольшая группа судов, оставшись в районе лова, с трудом добирала план. Сельдь то появлялась, то пропадала. У капитанов, знавших, что косяки быстрее пяти—восьми миль в сутки не продвигаются, родилась мысль проверить, а не спустилась ли рыба в нижние слои воды. Экипажи СРТ-189 (капитан М. Г. Сухоруков) и СРТ-175 (капитан С. Д. Попов) в разное время по собственной инициативе провели экспери:і5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz