Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

* * * Но основной проблемой тех первых лет все-таки была, пожалуй, нехватка плавбаз. На какие только ухищрения — голь на выдумки хитра! — мы не шли, где только не искали выхода из положения! Так, в 1952 году была предпринята отчаянная попытка использовать для приемки полуфабриката и доставки снабжения в район промысла четыре несамоход­ ных лихтера: «Ома», «Яна», «Рыбачий» и «Нокуев», которые занимались перевозками леса по Белому морю. На лихтерах оборудовали временные жилые помещения для рыбообработ­ чиков, на одном из них установили топливные емкости, на­ сосы. В связи с тем, что в район промысла эти своеобразные плавбазы проводились паровыми морскими буксирами, рабо­ тающими на угле, на всех лихтерах один из трюмов полно­ стью загружался им. Затея с лихтерами оказалась очень сложной и даже рискованной. Одна только бункеровка, пере­ грузка угля на буксиры, в открытом море, при постоянных ударах волн требовала огромного напряжения сил, а при малейшей оплошности — угрожала жизни людей. В сентябре, когда резко ухудшилась погода, сильная волна и качка не позволили промысловым судам швартоваться к борту лихте­ ров, всех их, оставшихся не у дел, отвели в порт. Вот здесь-то и стал очевидным просчет руководства от­ расли: строить-то промысловые суда строили, а вот о сред­ ствах их обслуживания — плавучих базах и танкерах — не позаботились. Выявились и другие — технические, организа­ ционные и чисто производственные — недоработки. Короче говоря, комплексное решение проблем, связанных с созданием специализированного сельдяного промыслового флота, отсут­ ствовало... Время от времени мы вынуждены были прибегать к по­ мощи торгового флота. Однако руководители пароходства (и их можно понять!) шли на это не очень-то охотно: любое отклонение от курса, любая задержка влияли на выполнение собственного, пароходского плана. В результате нашему уп­ равлению приходилось на время сельдяной экспедиции брать морфлотовские суда в аренду на очень тяжелых, экономиче­ ски невыгодных условиях: за свой счет устроить на пароходе временные жилые помещения и установить оборудование, связанное со швартовкой промысловых судов и приемкой сельди, а с окончанием срока аренды — все это убрать; если пароход получил какие-нибудь повреждения — сделать ре­ монт; основная команда парохода на время аренды за­ числялась в штат «Мурмансельди». К сожалению, моряки пароходства, привыкшие к спокойным транспортным рейсам, 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz