Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

сяков впереди всегда идут более крупные особи; при подходе к местам нагула и во время его в верхней части концентраций, ближе к поверхности, обычно держится мелкая сельдь, круп­ ная — гораздо глубже. Исходя из этих особенностей, надо было определить оптимальный размер ячеи сетей. Чтобы составить годовую заявку на дрифтерные сети с той или иной ячеей, работники отдела добычи учитывали массу факторов: и промысловый прогноз ПИНРО, и содержание возрастных групп сельди в прошлых уловах, и даже... собственную интуи­ цию. Ошибка при заявке обходилась дорого: снасти выделялись строго под план, в соответствии с утвержденными, довольно напряженными нормами вылова на сеть. Каждый год, каждая путина, даже каждый рейс выявляли новые проблемы, ставили новые вопросы — всего ведь не предусмотришь. Вот, к примеру, проблема «технической рва­ ни». Если в крупноячейные сети и попадала мелкая сельдь, она запутывалась, причем по-разному: головой, до половины туловища и т. д. При вытряхивании сетей часть рыбы полу­ чала повреждения — от обрыва жаберных крышек до полно­ го перерезания пополам; у технологов это и называлось «тех­ нической рванью». Количество ее впрямую зависело от того, насколько размеры ячеи и размер рыбы соответствовали друг другу. Поврежденная рыба по инструкции относилась ко вто­ рому сорту, снижала показатели качества всего улова. Руководители флота издали приказ: сельдь с механически­ ми повреждениями, включая «техническую рвань», засчиты­ вается в план, на показатели сортности всего улова это не влияет. Но — непременное условие! — такую рыбу сдавать на рыбокомбинат или плавбазу только отдельными партиями. В дальнейшем, когда число плавучих баз увеличилось, пе­ реработка поврежденной сельди стала обязательной частью их рейсовых заданий. В результате этого нововведения рыбооб­ работчики плавбаз имели рабочую загрузку и на промысле, и на переходах (и, стало быть, больший заработок), а весь флот — дополнительную прибыль от реализации изготовлен­ ных плавбазой пищевых рыбных товаров. К слову сказать, был период, когда доля поврежденной сельди в уловах резко возросла. Это случилось при замене хлопчатобумажных се­ тей капроновыми. Синтетические орудия лова совершенно не поддавались гниению, служили долго. Тонкие капроновые нити повысили уловистость сетей, но куда как сильнее хлоп­ чатобумажных резали рыбу. Лишь после того как фабрики стали делать на сетном полотне специальное покрытие, от­ рицательное качество капроновых сетей было сведено на нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz