Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.
физического и морального напряжения и, несмотря на высо кую зарплату, уходили с флота. После каждого возвращения в порт с судов увольнялось до 30—35 процентов личного состава. Столь большая теку честь кадров считалась неизбежным злом. Мы понимали, что плавать по пять-шесть месяцев не видя берега, жить в тесных сырых каютах, экономить каждый литр пресной воды, отка зывая себе в элементарных бытовых нуждах, нелегко, не каж дый потянет. К тому же сельдяной флот как новое предприя тие был исключительно беден жильем, и многие семейные моряки, сделав рейс, увольнялись и уезжали туда, где на ходились их жены и дети. Кроме текучести кадров, на всю деятельность молодого флота отрицательно влияли нередкие прогулы, неявки к отходу, пьянство в порту и даже в море. Чтобы избавиться от этих минусов, административных мер недостаточно, а политико-воспитательная работа на судах ве лась далеко не лучшим образом. Она стала улучшаться лишь после 1951 года, когда на флоте был создан политотдел (су ществовал до 1956 года). Первым его начальником назначили опытного партийного работника Г. К. Белкова, заместителем по комсомолу — М. П. Кукушкина. В штатное расписание флота были введены должности политработников отрядов судов; у начальника экспедиции, объединявшей э т р і отряды, появился заместитель по политчасти (первым на эту долж ность был назначен А. Ф. Петухов). Борясь с нарушениями дисциплины и текучестью кадров, мы испробовали и экономические меры воздействия. Когда ухудшалась промысловая обстановка, многие моряки подава ли заявления с просьбой списать их в море с судна и уволить по собственному желанию. Администрация флота при заклю чении очередного коллективного договора с профсоюзным ко митетом поставила условие: членам экипажа, уходящим в рей се с судна по собственному желанию без уважительных при чин, время следования в порт не оплачивается и к тому ж е из зарплаты удерживается стоимость питания на переходе. Профком дал «добро» на такую меру. И что же? Число ж е лающих уйти с моря на берег заметно поубавилось. На первых порах были трудности и с комплектацией судов командным составом в том смысле, что многие прибывшие по оргнабору капитаны и штурманы являлись «чистыми» судо водителями, о лове рыбы они имели весьма смутное пред ставление. Соответствующим службам флота пришлось осто рожно и тщательно подбирать людей, чтобы на тот или иной траулер хотя б один попал специалист лова: или судоводи тель, или дрифмейстер. Но главное, конечно же, было в ж е 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz