Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

физического и морального напряжения и, несмотря на высо­ кую зарплату, уходили с флота. После каждого возвращения в порт с судов увольнялось до 30—35 процентов личного состава. Столь большая теку­ честь кадров считалась неизбежным злом. Мы понимали, что плавать по пять-шесть месяцев не видя берега, жить в тесных сырых каютах, экономить каждый литр пресной воды, отка­ зывая себе в элементарных бытовых нуждах, нелегко, не каж­ дый потянет. К тому же сельдяной флот как новое предприя­ тие был исключительно беден жильем, и многие семейные моряки, сделав рейс, увольнялись и уезжали туда, где на­ ходились их жены и дети. Кроме текучести кадров, на всю деятельность молодого флота отрицательно влияли нередкие прогулы, неявки к отходу, пьянство в порту и даже в море. Чтобы избавиться от этих минусов, административных мер недостаточно, а политико-воспитательная работа на судах ве­ лась далеко не лучшим образом. Она стала улучшаться лишь после 1951 года, когда на флоте был создан политотдел (су­ ществовал до 1956 года). Первым его начальником назначили опытного партийного работника Г. К. Белкова, заместителем по комсомолу — М. П. Кукушкина. В штатное расписание флота были введены должности политработников отрядов судов; у начальника экспедиции, объединявшей э т р і отряды, появился заместитель по политчасти (первым на эту долж­ ность был назначен А. Ф. Петухов). Борясь с нарушениями дисциплины и текучестью кадров, мы испробовали и экономические меры воздействия. Когда ухудшалась промысловая обстановка, многие моряки подава­ ли заявления с просьбой списать их в море с судна и уволить по собственному желанию. Администрация флота при заклю­ чении очередного коллективного договора с профсоюзным ко­ митетом поставила условие: членам экипажа, уходящим в рей­ се с судна по собственному желанию без уважительных при­ чин, время следования в порт не оплачивается и к тому ж е из зарплаты удерживается стоимость питания на переходе. Профком дал «добро» на такую меру. И что же? Число ж е­ лающих уйти с моря на берег заметно поубавилось. На первых порах были трудности и с комплектацией судов командным составом в том смысле, что многие прибывшие по оргнабору капитаны и штурманы являлись «чистыми» судо­ водителями, о лове рыбы они имели весьма смутное пред­ ставление. Соответствующим службам флота пришлось осто­ рожно и тщательно подбирать людей, чтобы на тот или иной траулер хотя б один попал специалист лова: или судоводи­ тель, или дрифмейстер. Но главное, конечно же, было в ж е­ 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz