Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

теряя уйму времени. Удалось установить: поломки винтов — следствие неудачной конструкции лопастей. Когда мы сооб­ щили об этом поставщикам, они довольно быстро выслали большую, в расчете на весь флот, партию новых, более совер­ шенных винтов, — неприятности прекратились. Примерно в то же время на некоторых судах по неясным причинам в трюмы, грузовые или сетевой, стала попадать во­ да. Происходило это в море и, как правило, — внезапно. Ока­ заться в океане с затопленными трюмами — ситуация мало­ приятная и далеко не безопасная. Когда по возвращении су­ дов в порт мы стали разбираться в причинах, дело оказалось в сущем пустяке. При постройке СРТ (по-видимому, на ста­ пелях) для проверки герметичности корпусов производили их опрессовку, заливая трюмы водой. Отверстия, просверленные у кормовых переборок, после слива воды заделывались резь­ бовыми ввертышами, без тщательной обварки. С течением времени ржавчина подсъедала резьбу, при ударах волн ввер- тыш вылетал, открывая воде доступ в трюм. Чтобы заделать отверстие, мы сначала на несколько часов поднимали СРТ на слип, а потом приспособились эту работу выполнять на плаву, с помощью водолазов. В качестве главных двигателей почти на всех, за неболь­ шими исключениями, СРТ служили реверсивные дизели мощ­ ностью 300 л. с., изготовленные заводом имени Карла Либ- кнехта в Магдебурге (ГДР). Это были отличные, выносливые машины. Даже в самых тяжелых условиях эксплуатации, когда при выборке дрифтерного порядка совершается огром­ ное количество маневров и когда возникают самые высокие механические и тепловые напряжения, главные двигатели ра­ ботали без единого отказа, надежно и четко. Полагаю, что в них уже конструкторами был заложен сверхбольшой, пре­ вышающий всякие нормативы, запас прочности. Во всяком случае при эксплуатации дизелей механики не знали забот. А вот траловые лебедки подводили. В первых же про­ мысловых рейсах СРТ в Баренцево море выявились конструк­ тивные просчеты в электрооборудовании. Когда в двигатели попадала вода, лебедки выходили из строя, причем отремонти­ ровать их можно было только в заводских условиях. Инженерной службе «Мурмансельди» пришлось немало потратить сил, чтобы устранить технические огрехи и приспо­ собить новые траулеры для работы в Баренцевом море. Боль­ шую помощь в этом оказали флоту специалисты Мурманско­ го высшего мореходного училища, в частности декан элек­ тромеханического факультета, кандидат технических наук Ю. И. Быхоиский; кстати, он хорошо известен во всех промы- 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz