Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

«лсггеров», предназначенных для лова рыбы дрифтерными сетями и тралом. За первую половину 1950 года «Мурман­ сельдь» получила сорок два таких СРТ. «Логгеры» выходили с верфи без электронавигационных приборов и радиостанций, своим ходом шли в Калининград, где на них устанавливалось радиооборудование, и затем следовали в Мурманск. К сожалению, первые СРТ постройки ГДР непригодными для наших условий оказались: они предназначались для про­ мысловой работы в прибрежной полосе, в закрытых аквато­ риях, где редко бывает сильное волнение. Их длинные узкие люки, почти не имеющие комингсов, закрывались легкими съемными крышками на барашках. Наши правила Регистра не позволяли выпускать такие суда в открытый океан, поэто­ му их после перегона ставили на Мурманскую судоверфь — переделывали трюмные закрытия. На это уходило много вре­ мени и денег, излишне загружались судоремонтные мощности, которых и без того не хватало в Мурманске. Вдобавок на первых «логгерах» траловое оборудование имело существен­ ные недостатки, не позволявшие вести лов на больших глу­ бинах: часто выходили из строя пальцы, скобы подвесных роликов, а при задевах траловые дуги даже гнулись. В даль­ нейшем судостроители ГДР учли наши пожелания. Жилые помещения на СРТ, мягко говоря, не отличались комфортом. Палубная команда размещалась в кубриках, ко­ торые отапливались от расположенного там же, в носовой части, небольшого водогрейного котелка. (Позднее по предло­ жению флотских рационализаторов отопительную систему кубриков подключали к более солидному и надежному источ­ нику тепла — паровому котлу в машинном отделении.) Осталь­ ные члены экипажа, в том числе и командный состав, жили в тесных каютах кормовой надстройки. Там же размеща­ лись камбуз и салон-столовая, если так можно назвать кро­ хотное помещение на несколько мест. Со временем конструкция этих СРТ улучшалась, совер­ шенствовалась. «Мурмансельдь» стала получать сварные об­ легченные суда. В 1954 году к нам на флот пришли первые СРТ мощностью в 640 л. с., с закрытой кормой, с более мощ­ ными главными двигателями, гораздо лучше обустроенные и в бытовом отношении. При освоении новых траулеров порою возникали серьез­ ные и не всегда понятные осложнения. Спустя год или два с момента прихода судов почти у всех СРТ, без какого-либо постороннего воздействия, стали на ходу обламываться лопасти гребных винтов. Траулеры прихо­ дилось буксировать в порт, отвлекая для этого другие суда, 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz