Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

видимость?.. Тогда двое смельчаков, оставшихся в шлюпке без какой-либо связи с судном, могли поплатиться жизнью. Начальник экспедиции А. Т. Сидоренко, который в прошлом сам плавал капитаном в тралфлоте, сделал А. Г. Михайлову серьезное внушение и строго предупредил всех остальных ка­ питанов: подобные действия недопустимы и не могут иметь никаких оправданий. Трудно сказать, как воспринял взыскание Андриан Гри­ горьевич, возможно, считал, что победителей не судят, но, во всяком случае, он не побоялся еще раз «проявить инициативу». Когда экспедиция закончилась и суда при попутном ветре направились в Мурманск, А. Г. Михайлов, желая ускорить свидание с берегом, приказал поднять паруса: двигатель не мог придать шхуне скорость хода более 8 узлов. Палубная коман­ да, не имевшая достаточных навыков, с великим трудом, но все-таки выполнила приказ. А через некоторое время ветер усилился внезапно, и, чтобы убрать паруса, морякам пришлось проявлять чуть ли не геройство. Правда, из людей никто не покалечился, но парусное вооружение пострадало изрядно. Но при всех ошибках, промахах, «лихачестве» капитанов, работавших на парусно-моторных шхунах, нельзя было не испытывать к ним огромного уважения. Плавать, работать — и хорошо плавать и работать — на этих тяжелых, неуклю­ жих, неповоротливых и совершенно не подходивших для дрифтерного промысла шхунах, да при этом и план давать — для этого нужно быть настоящим моряком... В том ж е году на лов сельди в район Шпицбергена отпра­ вилась еще одна экспедиция ■— из восьми небольших про­ мысловых судов: средний рыболовный траулер, деревянные дрифтер-боты и мотоботы типа «Касатка». Обслуживал их приспособленный для этой цели пароход «Тамбов». Возглавил экспедицию опытный промысловик, работавший прежде ка­ питаном в траловом флоте, И. И. Дугладзе, его заместителем по научной и поисковой работе шел сотрудник ПИНРО, кан­ дидат биологических наук Ю. Ю. Марти. (В первых исланд­ ских сельдяных экспедициях Полярный институт представ­ ляли И. Г. Юданов и К. А. Лямин.) Техническое состояние всей группы судов «курировал» групповой механик «Морзвер- рыібпрома» И. Ф. Поспехов. Эта экспедиция, как говорится, хлебнула лиха. Особенно много хлопот доставили дрифтер- и мотоботы, которые, не имея устойчивой связи и надежных навигационных прибо­ ров, временами просто терялись в море. Приходилось их ра­ зыскивать, следить, как бы чего не случилось, ибо условия плавания, метеообстановка в этих высокоширотных районах 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz