Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

нейшие поиски вариантов для комплексного решения социаль­ ных и технических проблем, связанных с улучшением усло­ вий труда и отдыха промысловиков при одновременном созда­ нии стабильных экипажей и поддержании технического со­ стояния судов на необходимом уровне, продолжаются. Прора­ батываются различные варианты и комбинации создания групп судов с включением в их состав постоянных подменных экипажей и у нас, на Севере, и на других промысловых бас­ сейнах рыбной отрасли. Эта серьезная социальная и техниче­ ская проблема таит в себе большие производственные воз­ можности. Старший механик на судне всегда был и остается важной фигурой, во многом определяющей успех выполнения рейсо­ вых заданий и плана в целом. От опыта, умения, организатор­ ских способностей стармеха зависят бесперебойная работа и грамотная эксплуатация двигателей, всей энергетической установки судна, технологического и холодильного оборудо­ вания. Самый талантливый капитан вместе с палубными спе­ циалистами не сможет взять хорошего улова, если спасует машинная команда, откажет судовая техника. Тот же СРТ-4202 четыре года брал по десять тысяч центнеров сельди еще и потому, что безупречно работала его машинная команда во главе со старшим механиком А. А. Ишиновым. Подготовке механиков на флоте традиционно уделяется самое пристальное внимание — начиная с организации практи­ ки курсантов мореходного училища и кончая институтом на­ ставников из числа наиболее опытных старших механиков. К сожалению, в последние годы должность наставников не­ сколько утратила свою «престижность» и порой стала лишь местом для трудоустройства, нечто вроде синекуры. Ну, а теперь, конечно, о капитанах. В море, на промысле, хорошая организация дела, разуме­ ется, зависит от руководителя. Выходящий в море экипаж ры­ боловного траулера чаще всего состоит из разных людей, которые еще слабо знают друг друга, еще, что называется, не притерлись, не стали настоящим коллективом. Сплотить и на­ целить моряков, создать условия для труда и отдыха, чтобы каждый трудился с хорошим настроением, с полной отдачей сил, — главная задача капитана. Главная, но далеко не един­ ственная. Он, кроме того, должен уметь образцово выполнять оперативно-распорядительные и хозяйственные функции, умело планировать работу, видеть перспективу. Капитан дол­ жен уметь и суда водить, и рыбу ловить в любом районе океана, и людьми руководить, и чувствовать ответственность за порученное дело. Ученые-психологи считают: ответствен­ 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz