Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.

A. Н. Лишневский в 1974 году был награжден орденом Трудо­ вого Красного Знамени, а в 1981 году — орденом Ленина. Если капитаны В. В. Конев, Л. С. Брейхман, А. Н. Лишнев­ ский авторитет и трудовую славу заработали в основном на лове рыбы в юго-восточной части Тихого океана — на «рыб­ ной целине», то капитану Николаю Дмитриевичу Васильченко довелось промышлять, главным образом, в освоенных и пере- освоенных районах Северной и Северо-Западной Атлантики. Однако результаты, которых добился этот опытный промысло­ вик, можно тоже отнести к выдающимся. Николай Дмитриевич Васильченко — из плеяды старейших капитанов сельдяного флота. В 1948 году девятнадцатилетним парнем он приехал из Брянской области в Мурманск. Через год плавания матросом на пароходе «Софья Перовская» Мур­ манского морского пароходства Николай Васильченко посту­ пил в мореходную школу юнг рыбной промышленности (была такая в Мурманске), после ее окончания был направлен в «Мурмансельдь». Здесь он плавал матросом, третьим и вто­ рым штурманом СРТ, а в 1953 году стал старшим помощником капитана. За это время Н. Д. Васильченко закончил ІПУКС, а затем, уже будучи капитаном СРТР, — заочное отделение Мурманского среднего мореходного училища. В декабре 1970 года Н. Д. Васильченко назначили капитан-директо­ ром нового БМРТ «Пинагорий». На втором году плавания «Пинагорий» попал в серьезную переделку. Траулер вел промысел в районе Лабрадора при сложной ледовой обстановке. Однажды ночью вахтенная служба ошиблась, и «Пинагорий» оказался в опасной близости от айсберга. Море, как известно, ошибок не прощает, судно получило пробоину, во второй трюм, заполненный рыбой, хлынула вода. Вся команда работала, что называется, в поте лица, без роздыха, пока улов из аварийного трюма был пе­ регружен в другое место. Моряки сумели заделать пробоину, причем особую сметливость проявил механик-наладчик B. Н. Захаров, и траулер, сопровождаемый транспортным рефрижератором, своим ходом дошел до ближайшего канад­ ского порта Сент-Джонс. Вообще в ту зиму из-за тяжелых льдов многие суда получили повреждения и нуждались в по­ мощи. Ожидание ремонта, докование и заводская заделка пробоины отняли у экипажа «Пинагория» сорок суток —- целых сорок суток промыслового времени. Казалось, поте­ рянного улова не наверстать, экипаж обречен на недовыпол­ нение плана, но капитана Н. Д. Васильченко все это лишь подстегнуло к энергичным действиям, заставило добиваться маловероятной цели. Свою веру, свою волю он сумел вселить 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz