Бородулин, Г. М. Неизменным курсом : очерки истории «Мурмансельди» - «Мурманрыбфлота» - «Мурманрыбпрома» (1950-1986 гг.)/ Г. М. Бородулин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 133, [2] с. : ил.
ходить в район промысла и обслуживать суда прибрежного флота. Увы, по каким-то причинам хороший замысел осуще ствить не удалось. Плавбазу поставили у одного из причалов рыбного порта, и она доживала свой век в качестве плавучего общежития рыбокомбината, пока, уже после войны, не была разрезана на металлолом. Итак, в 1948 году к северо-восточным берегам Исландии направилась первая опытно-промысловая экспедиция. В состав ее входили одиннадцать промысловых судов (один СРТ и пять парусно-моторных шхун из Калининграда, пять СРТ из Мур манска). С ними вместе шла «Онега» — небольшой старый сухогрузный пароход, переоборудованный под плавбазу. Од нако одной «Онеге» обслуживание экспедиции было не под силу, поэтому решили использовать в качестве другой плав базы пароход «Тунгус». Это транспортное судно типа «ли берти» водоизмещением в 17 тысяч тонн было построено в США в годы войны для доставки в Советский Союз грузов по ленд-лизу. «Тунгус» не совсем подходил для нужд экспе диции: его борта были довольно высоки, что затрудняло швар товку промысловых судов и приемку улова, а топливные ем кости небольшие (только под мазут — для себя). К тому же его жилые помещения не позволяли разместить увеличен ный состав экипажа. Но ничего другого, более подходящего, не было, и «Тунгус» поставили на Мурманскую судоверфь. В сжатые сроки в одном из трюмов установили вкладные цистерны для дизельного топлива, оборудовали дополнитель ные жилые помещения, что позволяло разместить до ста ры бообработчиков, а также специальное место на корме — для порожних бочек. Превратившись таким образом в плавбазу, «Тунгус» под командованием опытного капитана С. И. Кавалерова в конце июня 1948 года прибыл в район промысла. Там обе флотилии уже начали лов сельди. Флагманом группы мурманских су дов был СРТ-1 «Кораблестроитель» под командованием ка питана Я. А. Гунина. Капитаны других СРТ — Д. Ф. Грозни- ков, П. А. Голубин и Г. П. Корольков — также не являлись новичками на рыбном промысле и сумели неплохо организо вать работу. Обстановка была сложной: частая перемена погоды, туман и сильный ветер, магнитная аномалия в районе лова, мало знакомые приливо-отливные течения, соседство большого числа иностранных рыболовных судов. К тому же калинин градские шхуны, имевшие большую парусность, слишком быстро дрейфовали вместе с сетными порядками и потому ло вили сельдь заметно хуже других. Однако, при всех этих ос- 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz