Бородкин С.Ф. Славлю Ковдозеро! / Станислав Бородкин. - Изд. 2-е, испр. и доп.- Санкт-Петербург : РЕНОМЕ, 2018. - 168 с., [16] цв. ил.

Конец-Ковдозеро, есть ли он? 85 Сразу после находки были предприняты все меры по установле- нию личности погибшего и захоронению его останков. Для этого в Министерство авиационной промышленности был направлен запрос с просьбой о помощи в установлении завода-изготовителя самолёта. Заводской номер машины ( 1872932 ) помог выяснить, что она была построена на Куйбышевском авиационном заводе №  18 . С завода самолёт отправили в Заполярье в  1943 году, в  828 ‑й штур- мовой авиаполк. По бортовому номеру определили имена лётчика и воздушного стрелка, ими оказались соответственно младший лейтенант Константин Котляревский и старший сержант Евгений Мухин. Начались поиски следов Котляревского, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен. Каково же было удивление, когда на запросы откликнулся сам Константин Михайлович! Оказалось, что он чудом остался жив, после войны 14 лет работал лётчиком-испы- тателем и возглавлял штаб гражданской обороны одного из заводов Новосибирска. Выяснились и подробности боя, в котором самолёт был сбит. Восемь штурмовиков были направлены на штурм вражеской авиаба- зы, расположенной на аэродроме Алакуртти. Штурм Алакуртти был самой опасной операцией за время войны. Во время бомбёжки было уничтожено более 40 самолётов противника, склад с горючим, со- жжены аэродромные постройки. В этом бою погибли четыре лётчика полка. Четыре оставшихся самолёта с трудом пробивались к линии фронта. В бою был подбит и самолёт лётчика К. М. Котляревского, и он вынужден был посадить его на заснеженное болото. Стрелок в бою был убит, а раненый лётчик пробирался по глубокому снегу к линии фронта. Только на восьмой день его подобрали разведчики. Возможность получить настоящий штурмовик, построенный на их заводе, обрадовала энтузиастов-заводчан. В мае 1973-го с Куй- бышевского авиационного завода №  18 для доставки самолёта отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Иовский леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришёл на помощь. Была прорублена полутора километровая просека, директор выделил трелёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолёта. С трудом, но ма- шину удалось доставить на берег озера. По озеру на плоту самолёт переправили до станции Алакуртти, недалеко от которой и был

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz