Бородкин, С. Ф. Путешествие в Северный и Кичаны : [для читателей старше 12 лет] / Станислав Бородкин ; [фот. Рязанцевой Т. С. и др.]. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 129, [2] с., [4] л. ил. : фот.

60 Станислав Бородкин. Путешествие в Северный и Кичаны красиво. Активно участвует в общественной жизни поселка. 23 июня 1966 года. Зав. гороно (подпись, печать). Из характери­ стики на Титову В. Ф. — директора начальной школы № 31 л/п Кичаны. Да, в Кичанах она прожила и учительствовала 13 лет! В поселке, где проживали от 50 до 80 человек всего населения. Молодая де- вушка в 21 год добровольно едет в глушь и остается там на 13 лет! Она директор школы, учитель начальных классов, техничка. Одна в трех лицах! Я расскажу о подъездном пути в Кичаны в летние месяцы. Из Княжой (Зеленоборского) надо было на любом попутном катере до- ехать (30 км) по Ковдозеру в Северный. Затем пешим порядком или на подводе 9–10 км по ухабистой дороге в Кичаны. С собой обяза- тельный багаж: новые книги и учебники, приборы. А зимой только на вороных, в кибитке. Сидит наша красавица, укрытая кучей шуб, на соломе. И только клич ямщика разгоняет тоску и печаль в сердце молодой девушки. А вот не сбежала из своей «Тьмутаракани»! Я го- ворю о подвиге этой учительницы и утверждаю читателей в этом. В далекие пятидесятые годы технических возможностей для объ- яснения устройства мира не было в таких захолустьях. А вот, поди ж ты. Ученики этих лесных поселков вспоминают свою первую учи- тельницу с благодарностью и восхищением. За активную и деятель- ную работу учителя Валентину Федоровну наградили орденом «Знак Почета». И когда школа в Кичанах закрылась в связи с ликвидацией лесо­ участка, она не попросилась жить и работать в город, хотя имела на это право. Вот что ответила она в 1971 году корреспонденту рай- онной газеты: «Привыкла! Не захотелось покидать лесные края, мужественных и сильных людей, живущих там. Я словно ревнова- ла мальчишек к тому человеку, который будет их учить после меня. Хотелось самой открывать им дорогу в мир». «Кандалакшский ком- мунист» № 115 от 23.09.71 г., стр. 2. Это уже в Северном она про- должила работу учителя в школе с большим количеством учеников. «Урок-беседа. Он требует немалого педагогического мастерства, продуманной системы вопросов. Они не оставляют никакой воз- можности механически повторить пройденный параграф учебника, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выво- ды». «Полярная правда», сентябрь 1971 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz