Голосунья из Чапомы : сборник очерков о Терском береге и Августе Владимировне Алексеевой (Сурядовой) / Кол. центр охраны дикой природы ; авт.-сост. Станислав Бородкин ; фот., макет - Геннадий Александров. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 67 с. : ил., портр.

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПЕСЕННИКА В моих руках записная книжка размером в ладонь стоимостью 25 копеек в пластмассо­ вой обложке, исписанная ровным четким почер­ ком. В ней помещены слова известных песен, особенно любимых Августой Владимировной Алексеевой. Многие из помещенных здесь пе­ сен знакомы и мне, хотя разница в возрасте между нами более десяти лет. Туристскую песню “ На Соловецких островах дожди, дожди ...” знает огромное число любите­ лей приключений и путешествий. “ Одинокая гар­ монь” Фатьянова приглашает с собой в деревен­ скую жизнь. Этими песнями открываются записи в книжке. Песни из репертуара Людмилы Зыки­ ной — “ Звездам навстречу” , “ Мамочка” , “ Травы луговые” , “ Какая песня без баяна” , “ Оренбург­ ский платок” —очень нравились самодеятельной певице. Августа Владимировна стремилась брать в свой исполнительский репертуар наиболее значимые песни того времени, в котором она жила и жили великие исполнители, современники тех песен. У Анны Герман —её “ Эхо любви” и “ Сады цветут” ; у Нани Брегвадзе — “ Снегопад” ; у Софии Рота- ру - “ Лебединая верность” ; у Аллы Пугачевой - “ Знаю милый, знаю что с тобой” ; у Валентины Толкуновой — “ Я не могу иначе” . Даже песни из репертуара Льва Лещенко исполняла для своих слушателей Августа Алексеева — “ Соловьиная роща” , “ Малиновка” , “ Не плачь девчонка” , “ При­ тяжение земли” , “ Родительский дом” . Она не ко­ пировала голос поющего, а вносила в песню своё понимание текста и свою манеру исполнения. Мне было десять лет, и я хорошо помню, как на сцене нашего маленького клуба на лесобирже Княжая (Кандалакшский район Мурманской об­ ласти) на наших глазах творили чудеса самоде­ ятельные артисты из народа. Ещё не было широко распространено радио. О телевидении же в сере­ дине 1950-х годов мы знали лишь понаслышке. Но повсеместно люди в пределах своих поселков, сёл знали народные песни, которые в основном и ис­ полнялись во время небольших посиделок в домах в честь какого-либо праздника. На сцене рабоче­ го клуба во время праздничных концертов во всю мощь звучали только-что спетые на киноэкране новые песни. Я хочу подчеркнуть, что народ сам себя веселил. В исполняемой Августой песне “ Деревенька моя” певица раскрывает слушателям всю прелесть и тя­ гость деревенской жизни, не жалея ни о чём. Деревенька моя горемычная, Мало счастья в твоей судьбе. Вся в заботах, к труду привычная Забывала ты о себе. Просыпалась ты раньше солнышка, А ложилась с последней звездой. Отдавалась заботам до донышка, Но роднилась всегда с нуждой. Корчевала, пахала, сеяла, Не привычная только ныть. Как детишек ты хл е б лелеяла: Будет хлеб, значит, будем жит ь ! Но по праздникам, светлым престольным, Ты гуляла, только держись. Песни пела в широком застолье. Ведь без песен какая жизнь? 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz