Голосунья из Чапомы : сборник очерков о Терском береге и Августе Владимировне Алексеевой (Сурядовой) / Кол. центр охраны дикой природы ; авт.-сост. Станислав Бородкин ; фот., макет - Геннадий Александров. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 67 с. : ил., портр.

РАССКАЗЫВАЕТ НЭЛЛЯ ГАРИНА В октябре 2003 года Августа Владимировна Алексеева пришла в коллектив “ Голоса Рос­ сии” , руководителем которого я тогда была. В этот день проводился концерт, посвящённый открытию творческого сезона в ДК “ Метал­ лур г” . После концерта она подошла ко мне, я пригласила её в класс для занятий и попросила что-нибудь спеть. В тот раз я впервые услышала песню “ Чапома” (о её родном селе на Терском берегу) и песню “ Морюш ко ” . Они показались мне интересными, необычны­ ми и были спеты с душой. Видно было, что это её любимые песни. Я поняла, что эта пожилая женщина действительно очень любит петь и хо ­ чет петь для людей. С этого дня Августа стала участницей коллектива “ Голоса России” , где занимались солисты эстрадного пения раз­ ных возрастов: от б-ти до 45-ти лет. Первыми её сценическими площадками были Центр со ­ циального обслуживания граждан пожилого возраста и Дом для престарелых и инвалидов города Кандалакши. Но для исполнения фоль­ клорных песен на “ большой сцене” культурных учреждений города необходим был сценичес­ кий костюм. Я предложила несколько эскизов, найденных мною в старых журналах, и Августа, пошив себе костюм в ателье, сама украсила его тесьмой и блёстками. Позже появились и дру­ гие сарафаны. Станислав Бородкин и Нэлля Гарина, Кандалакша, 2010 г. 30 Старенький концертный сарафан подарили Ав­ густе в Умбе. Она принесла его на занятия, и мы, подумав, решили, что сарафан может ещё хоро­ шо послужить, если над ним поработать. Августа расшила его бисером, пайетками и блёстками, и сарафан заиграл новыми красками. Третий крас­ ный сарафан у Августы вышел простым, но наряд­ ным и даже стильным. Она очень много над ним трудилась: пришивала белую кружевную тесьму, бисер и перламутровые бусинки, создавая свой рисунок. С этим сарафаном хорошо сочетались белая блузка и белые же перламутровые бусы. Головные уборы к костюмам, вызывающие восхи­ щение и изумление у каждого, Августа мастерила и украшала сама, кропотливо пришивая бусинку за бусинкой. Бывало, что-то в узоре ей не нрави­ лось, и тогда она начинала заново. Сколько вре­ мени, сил было положено на эту работу, но труды не пропали даром. Новый облик придал выступлениям Августы яр­ кости и самобытности. Выйдя впервые на сцену Дома культуры, для многих в зрительном зале она стала “ гвоздём программы” . И на других мероп­ риятиях её выступления ждали слушатели, полю­ бившие новую артистку с её необычными песнями. Наша чайка —так они любовно называли Августу, услышав песню “ Чайка” . Августа очень ответственно относилась к заня­ тиям: всегда приходила вовремя, выполняла все мои рекомендации, учитывала замечания. Каж ­ дая её песня, будь то очередное занятие или вы­ ступление перед публикой, звучала выразитель­ но, задушевно. С большой охотой она разучивала новые песни. Постепенно мы вводили в репертуар народные песни, которые я находила в сборниках прошлых лет (песни Терского берега, разных областей Рос­ сии): “ Вечор девки вечеринку сидели” , “ Вечор поздно из лесочка” , “ Зачем солнце рано пало” , “ Ах, как это редко бывает” , “ Рыбинька” . Рыбинька —плотвичинька, /Хорош о рыба плывёт, не шелохнется. / А мне, молодой, гулять хочется, / В хороводе петь, плясать я охотница!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz