Голосунья из Чапомы : сборник очерков о Терском береге и Августе Владимировне Алексеевой (Сурядовой) / Кол. центр охраны дикой природы ; авт.-сост. Станислав Бородкин ; фот., макет - Геннадий Александров. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 67 с. : ил., портр.
ПОМОРСКИЙ хит В ыступление самобытной исполнительницы Августы Алексеевой на Пятом международ ном фестивале фольклора, который состоялся в Умбе, никого не оставило равнодушными. Авгус та Алексеева очаровала слушателей исполнением старинных поморских песен. Неспешно разливалась песня над старинным по морским селом, куда съехались десятки фольк лорных коллективов со всей страны. Собравшиеся, замерев, вслушивались в нехитрые, но проникно венные слова песни о родной стороне в исполне нии северянки: "Есть така сторона-сторонуш ка возле морюшка студеного, возле моря, моря Белого, возле Мурмана сурового... ”. Как сказала корреспонденту “ Р.Г.” Августа Алек сеева, атмосфера фольклорного фестиваля слов но вернула ее на семь десятков лет назад, когда чапомжанка только начинала петь поморские песни. В те годы в ее родной Чапоме селяне собирались и пели так, что за десятки километров было слыш но. А еще поморки наравне с мужчинами выходи ли в море на карбасе ставить невод. Четырнадцать лет было Августе, когда она стала работать засо льщицей рыбы в Чапоме, — надо было кормить большую семью. Отец погиб на фронте, мама ос талась с пятью детьми. Чуть позже Августа уехала с подружкой в Кандалакшу, устроилась работать в местной больнице, В этом городе встретила и свою судьбу. Муж на первое свидание подарил Августе двести граммов ирисок и пригласил ее в кино, чем навсегда покорил сердце девушки. Душа в душу прожили они вместе 34 года. Каждое лето Августа Владимировна старает ся приезжать и родительский дом. в село, куда, кстати сказать, до сих пор не проложена дорога, добраться в Чапому можно лишь по морю или са молетом. Таким же образам сюда завозят и про дукты. Поэтому ассортимент в местном магазине весьма скуден. Даже хлеб чапомжанам частень ко приходится печь самим. Так же, как и в стари ну, они сами ловят рыбу, выращивают картошку. Есть в селе и десять коров, так что молоко, тво рог, сливки —свои. Но все трудности не умаляют любовь певуньи к родному краю. Правда, жалеет Августа Владимировна, что сейчас в селе почти не слышно пения. Художественную самодеятельность трех сел — Чапомы, Чаваньги и Тетрино —сейчас представляет лишь она одна. Поэтому ей немножко обидно, что из других сел приезжают целыми фольклорными коллектива ми, а она не может упросить местных баянистов даже аккомпанировать ей. Но сама не расстается с песней, говорит, что пение продлевает ей жизнь. А еще надеется, что найдутся в ее родном селе те, кто будет и дальше воспевать свой родной край. Наталья Гречина, “Российская газета”, 19 июня 2008 г. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz