Бондарев, А. Г. Царь-камень : художественно-документальная повесть / Александр Бондарев. - Кировск : литературное объединение "Алаш" : Апатит-Медиа, 2009. - 100, [1] с. : цв. ил.

- А скажи мне, любезный Иван Яковлевич, почему царь - хорошо? - Хорошо, хорошо, - повторил возница. - При царе подать исправно платили казенным людям, рыбу, мех, оленину, и себя не забывали. Лишку с нас не брали, не забижали, негнетно было. Дохтура привозили, а мы все одно к шаману ходили. Царь велел батюшке из Москвы ехать в Печенгский монастырь. Он лопарей обратил в православное христианство. Про меж русскими, коми, саамами не было леригиозной розни, стало быть и национальной, вот так-то я кумекаю. В 16-м году он помер, царствие ему небесное. В полынью угодил на реке Печенга, захворал и вскорости помер. Отцы наши и деды поклонялись богу Солнца, Леса, Горы, Реки, всячески старались их не гневить праведным житьем и задобрить подношениями. - Правильно ты кумекаешь, Иван Яковлевич. Бессилие перед явлениями природы, неграмотность стали причиной появления религии. Пантеизм, сиречь многобожие, был присущ древним народам. Православие и церковь действительно стали цементирующей силой между народностями единой территории. Это ты верно подметил, саамский философ. Тебе учиться надобно, смышленый ты человек. - Стар я для учения, а управляться с олешками я и без науки знаю. Дорога пошла накатаннее, потянуло дымком, послышался собачий лай. - Василий Иванович! Вона огонек блымает, стало быть приехали. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz