Воронова Октябрина Владимировна, 1934-1990 гг. : комплект из 10 закладок / подгот. к оформ. Н. Большакова. - Ревда : Центральная городская б-ка, 1995. - 10 л.
Н. БОЛЬШАКОВА СКАЗ ОБ ОКТЯБРИHE, ПО БЕДИВШ ЕЙ ЗМЕЯ О ЧЕТЫРЕХ ГОЛОВАХ В самом центре студеной Лапландии в становище Чальм- ны -Варрв, что означает «Гла за леса», в саамской веже ро дилась м одж есь ниййт — кра сивая девочка. В это время в Лапландию часто наезжали разные люди с далеких краев: так случилось и в то время, когда саамская женка родила себе дочку-красавицу. В их веже тоже жил гость - мат рос. Думали-гадали отец с ма терью, как им дочь назвать. Тогда по всему северу шло поветрие — называли детей не старыми именами дедовыми, а окрещивали именами чудны ми, современными. Их дочке имя гость-матрос придумал. Назвал ее Октябриною — нео бычно и звучно. — Во всей Лапландии не сы скать будет девушки с таким именем, - сказали удивленные родители. — Погодите, Октябрина ва ша станет еще всему Северу известной. С таким именем нельзя оставаться неизвест ной, — пророчествовал мат рос. — Да поди-ка, скажешь ты чего, добрый человек, — еще больше дивились саамы. Гость уехал, а девочка оста лась расти и носить имя небы валое в этих местах. Правда, родители и все родственники ее по-простому звали — Биною. Но имя необычное словно на ложило отпечаток на девочку. Все дети, как дети растут — бе гают, прыгают, с оленями и собаками играются, а Бина все больше одна сидит или около дедушки своего крутится, все о чем-то его выспрашивает и шепчет, шепчет себе под нос. Молчаливой, тихой росла де вочка, пугалась шуму различ ного. Родителям, привыкшим к от крытым просторам северным, тундровому неумолкаемому гвалту птиц и ручьев, дочь ка залась какой-то странной. Но, несмотря на всю стран ность свою, Бина была девоч кой доброй, заботливой. Роди тели постоянно заняты и все хлопоты о младших сестричках и братиках на ее плечики легли. Хрупкие плечи Октябринушки — Бинушки. Мурлыкая себе под нос напевы саамские, она го товила еду, пеленала млад шеньких, ходила за водой или по ягоды, вышивала узоры кра сивые. Так у нас повелось, что издревле ни бабки, ни мамки Не готовили нам ни дворцов, ни затейливых замков. Спали мы на полу — на траве увядающей рыжей. Сквозь дырявые шкуры мы видели звездную крышу, И лежало за пологом тундры пространство немое. Наши стены снегами ветра бинтовали зим ою , Целый мир был нам дом ом , манящим неведомой далью. Шестерых нас кормила скупая земля Заполярья. Так бежало время, и из ма ленькой Биночки выросла стройная да ладная, веселая да любознательная, живая певучая северяночка. Пришло время выбирать, куда учиться пойти; и не долго думая, пошла она в город большой, во дворец Народов Севера, на отделение книжное. Ох и сказочный был тот дворец: много всего в нем интересного, но более всего любила Октябрина книжки чи тать. Тут-то и стали сбываться пророчества гостя-матросика. Стала девица стихи складывать, песни слагать, и все мысли ее летели к родному Северу. Травы детства, Травы детства Возле старенького чума, Нет еще такого средства, Чтоб забыть ваш запах чудный. Унесет водою талой С вешних пожен пыль и м усор, Вы в июне прорастали, Как проснувшаяся муза. Многим парням нравилась простая саамская девушка, бесхитростная, умная, и мно гие к ней сватались, просили остаться с ними в большом го роде; но только народ север ный чудной, своей холодной Лапландии никак не хочет ме нять на большие города. — Ну что ты все на свой Се вер рвешься, чего там хоро шего? — спрашивала подружка Октябрину. - Как понять ты не можешь? Ведь там моя родина! Да и душно мне в большом городе, словно не хватает воздуха. Не то что дома у нас, тундре конца и края нет, дыши не надышишь ся. Домой, домой и только до мой, и не уговаривай, подру женька. Вот так навсегда Октябрина и отделила себя от города. Да только в жизни не все ладно идет. Есть и глупые люди и злые, и завистливые, даже дураки полные встречаются. А все они в змея о четырех го ловах превратились. Одна го лова — глупая мысль — решила Чалмны-Варре снести, другая голова - злая — людей всех по разным местам раскидать, третья — завистливая — всех людей этих счастья лишить, а четвертая — со всем согласи лась, потому что ничего своего придумать не могла. Ушли люди со своего селе ния, оставили могилы прароди телей. Сейды, брошенные, мхом обрастать начали. Не ста ло больше «Глаз леса» на По- ной-реке. Как прознала про это Бинуш- ка, горько заплакала, да разве ж горю можно помочь, коль змей о четырех головах на тун дру ее налетел. Общая-то беда стала, для всех. Свою боль за родное село, за народ, обираемый и гони мый, Октябрина вливала в стро ки, от безысходности криком заходилась ее душа. Много сти хов написала Октябрина и стала известной всей Лапландии. Ка залось, чего не радоваться. Но вновь судьбе нужно было стол кнуть ее с тем самым трекля тым змеем о четырех головах. И стали эти головы нападать на беззащитную женщину. Здо ровья ее гкшили, счастье да любовь выкрали, даже с рабо ты любимой учительской заста вили уйти. Больно было и обидно Ок- тябринушке, но уж слишком слаба она была здоровьем, чтоб в открытый бой со змеем вступить; сжимала губы, стара ясь сохранять спокойствие, да не показать змею поганому своей слабости. А змей неистовствовал — тундру стал разорять, стада оленьи уничтожать, саамов единства лишать, вселять в сер дца их раздор да зависть к ус пехам других. Говорила, сама себя успока ивая, Октябрина: «Врешь, змей, ты не сломишь меня, не лишишь стихов, из моей души льющихся, мыслей моих не ли шишь. Я девчонка с саамской душой, смогу победить тебя, змей». И думалось Октябринушке, почему творить добро сложнее чем зло, и почему сотворя доб ро, затем приходится за него расплачиваться? Разве зло силь нее добра? Нет! Тогда почему ж е зло так часто торжествует на жизненном пути? Испытыва ет пюдей? Почему ее малень кий народ саамы, такой добрый и щедрый душой, тоже зара жен болезнью делать ближне му зло? Почему единство ушло от нас? Сколько тысяч лет бе жал ее саамский народ в еди ной упряжке с Мяндашем-пыр- ре, и куда все девалось теперь? Разбежались олени по разным тропам. Кто их теперь соберет? Раньше лопины открыто жили на берегах р е к и озер, каждого гостя встречали словно родно го: лучшее мясо, свежая рыба, самое удобное спапьное место — все для него. А теперь ло пари стапи глубже в леса ухо дить, прятаться за деревья, чтоб не видно, не слышно, словно воры живут. Потому как змей на все запреты ввел и людей принудил исполнять за коны, изрыгаемые то одной, то другой головой. Так распо ясался этот змей, что, как толь ко узнал про Октябринину сла ву, выпустил жала из всех своих четырех голов и убил поэтессу народную. Поле жизни становится все меньше, Ближе кром ка последнего Дня, Сделать все, что не сделано нами Завещается нашим сынам. Она ушла из жизни тихо и спокойно, не заламывая руки и не прося о помощи, она зна ла, что змей победил только ее тело, но не душу. Душа обрела крылья птицы и взлете ла еще выше. Куда ж е ты, обласканная птица! Остыл очаг былых горячих дней, И что тебе в ро дном гнезде не спится! Неужто воля впрямь тебе нужней! Высок простор, Он манит наши душ и, Но что изменит он в твоей судьбе ? Простор изменил многое. Душа Октябрины стала недося гаемой змею , она победила его. Навсегда вписано имя О к тябрины в летопись саамского народа; она стала его первой поэтессой. Можешь скупить и кусаться, змей, ей жала твои уж не страшны, она поднялась выше всех на Лапландской земле и парит теперь в облике птицы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz