Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
На митинг-проводы в Оленегорске пришли школьники, учителя, жи тели города. Мое настроение из-за слез сына испорчено. Все восприни малось, как на замедленном просмотре кинохроники: выступления, газе ты, автографы, напутствия. Саамские женщины, желая счастливого пути, вложили в руку небольшую иконку Казанской Божьей матери, чтобы хра нила в этом непростом предприятии. «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ» Много информации было получено нами в Славянском Ходе и по его завершении. Даже такой простой факт, как всеми известная пес ня «Прощание славянки». До Хода мне думалось, что она написана перед Великой Отечественной войной, но оказалось, она также свя зана с балканскими событиями. Этот неувядающий музыкальный шедевр, которым наш автобус провожали с Мурмана, создал полко вой штаб-трубач Василий Иванович Агапкин в Тамбове осенью 1912 года, когда тихий Тамбов всколыхнула весть: загремела 1-я Балканс кая война. Начался освободительный поход против турков, несколь ко веков жестоко угнетавших балканские народы. 120-летней дате освобождения болгарского народа от османского ига и был посвя щен наш Ход. Многие страницы своего знаменитого «Дневника писа теля» посвящает тем событиям Федор Михайлович Достоевский. Вот как описывает он реакцию народа на объявление войны Турции: «Ког да раздалось царское слово, народ хлынул в церкви, и это по всей земле русской. Когда читали царский манифест, народ крестился, и все поздравляли друг друга с войной. Мы это сами видели своими глазами, слышали, и все это даже здесь в Петербурге... Здесь в Пе тербурге являются жертвователи на раненых и больных воинов, дают суммы по нескольку, тысяч, а записываются неизвестными. Таких фактов множество, будут десятки тысяч подобных фактов, и никого ими не удивишь. Они означают лишь, что весь народ поднялся за ис тину, за святое дело...» Может, потому и в 1912 году россияне приняли так близко к сердцу весть о том, что их братья славяне вновь поднялись против турецкой тирании. Агапкин не находил себе места, весь захваченный победными сра жениями на Балканах, жаждущий свои патриотические чувства выра зить в музыке, но мелодия рождалась трудно. Как-то представил бал канских славянок, провожающих на войну с турками своих отцов и сыновей, братьев и женихов. И родился марш. На титульном листе на писал: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балка нах. Посвящается всем славянским женщинам». 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz