Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Обратил гид наше внимание и на небольшое каменное сооруже­ ние —действующую муниципальную соловецкую баню, построенную в 1717 году. И подумалось: что же может ощущать человек, парясь в бане XVIII века? Соловецкий монастырь был не только очагом духовной культуры. В 1554 году на святую землю впервые вступила и нога заключенного. Ссы­ лали сюда многих: ослушников, мятежников, декабристов. Небывалый размах приобрели Соловки как место заключения в годы Советской вла­ сти. Наверное, до сих пор сердца узников вздрагивают при одном только упоминании о Соловках. Это было местом, откуда не возвращались. До 40-х годов существовал на Соловках чудовищный ГУЛаг. Уже после поез­ дки я увидела журнал «Наше наследие» с фотографией пятиконечной звез­ ды, установленной в 1934 году на куполе звонницы монастыря вместо православного креста, которую сняли только в июле 1984-го. Мог ли че­ ловек выдумать более варварское надругательство? Наконец-то подходим к Соловецкому монастырю, окруженному мощной каменной стеной длинною 1840 метров, вблизи которой еще в XVIII веке был вырыт неглубокий ров, где никогда не скапливалась вода. Рядом с монастырем в лучах солнечного света поблескивают воды Свя­ того озера, гладь которого отражает в своих водах стены древнего мо­ настыря. В годы Советской власти оно было переименовано в Трудо­ вое. Но в народе это название не прижилось: озеро так и осталось Святым. Несколько раз в году по церковным праздникам оно освящает­ ся. По левую сторону озера (если стать к нему лицом) стоит двухэтаж­ ное белое здание, в котором живут женщины-паломницы: на террито­ рии мужского монастыря им проживать не полагается. Затаив дыхание, я вхожу в монастырь, может быть, впервые в своей жизни ощущая атмосферу одухотворенности. Женщины-послушницы в светлых платочках, прямо расположившись на траве у Портной палаты, красят наличники, оконные рамы. Кто-то из них спокойно выслушивает наставления отца Германа, первого появившегося здесь в 1990 году пос­ ле передачи монастыря Церкви. На острове у жителей работа есть только в летний период, в это вре­ мя года они собирают и перерабатывают водоросли, зимой сидят на по­ собия по безработице. Из-за этого почти вполовину сократилось населе­ ние острова. Поначалу Соловецкая обитель была деревянной, два раза в 1485 и в 1538 годах полностью выгорая. Каменное строительство на Соловках началось только в XVI веке. Инициатором и активным участником в этом стал реформатор монастыря соловецкий игумен Филипп Колычев. В честь этого человека построены церковь и часовня. Даже «филипповс- кий» кирпич, выпускаемый его заводом, славился по всей Руси. Да и вообще, ни один русский монастырь не знал такого размаха строи­ тельных работ как Соловецкая обитель. Здесь много построек: палаты, 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz