Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
Распутин посвящается в сан священника с местом священнодействия в Богоявленской церкви села Ловозеро Архангельской епархии. С 1904 - 1905 г. исполнял обязанности учителя Пазрецкой приходской школы, с 1911-го — председатель Ловозерского духовно-приходского попечи тельства. На удивление, в Мурманской губернии Михаил Распутин был чело веком известным, о котором частенько упоминали и газеты того време ни. В статье «Мурманские коми» профессор А. Киселев сообщает, что как только белогвардейская власть пала, в Мурманск отправилась деле гация в составе Михаила Распутина, Василия Канева, Михаила Ануфри ева и Петра Терентьева с просьбой организовать самостоятельную ло парскую волость с центром в Ловозере. Просьба была удовлетворена на принципах «социалистического и Федерального устройства». Из рассказа матери Тамары Ивановны Боккоевой — внучки Распу тина: «Уважали в селе Михаила Ивановича и как человека, и как священ ника. Никому никогда ни в чем не отказывал, спешил помочь. Понимал даже в медицине, и дорогу от Ловозера до Пулозера добился построить. И озеро в честь его Поповским прозвали. Он там рыбу ловил. И, чего греха таить, выпить тоже любил, и когда много выпивал — буйным становился, так, у кого грехов не бывает, священник тоже человек». В 20-е годы Михаил Распутин участвовал в создании кооперации, был первым ее председателем. Газета «Полярная правда» в 30-х годах, ерничая, писала о нем, что служит в Ловозерском кооперативе поп — «гладко, хозяйственно. Ни как не отличить, где хозяйство личное, где общественное. И умел тот поп ладить со всеми. Ни одного митинга не пропускал, ни одного собра ния, за коммунистов громче всех слова говорил, «Интернационал» пел, по селению с демонстрацией ходил. Дурил народу головы, пока коммуни сты не открыли глаза населению на него, вот тут-то и полетел поп из кооператива». В 30-х годах начались гонения на церковных деятелей, репрессии. В 1932 году забрали и Михаила Ивановича. Больше его в Ловозере не ви дели. По рассказу работника Соловецкого монастыря, по документам Соловков, пребывал он там и был расстрелян за свою возобновленную на островах деятельность священнослужителя. С арестом Михаила Распутина духовная жизнь в Ловозере стала хиреть. Рассказ Анны Гавриловны Каневой, 1906 года рождения: «Лово- зерскую церковь помню хорошо, людей много на службу приходило, цер ковный приход большой был. Люди приезжали с Ивановки, с Красноще- лья. В праздники служба в церкви проходила большая, так ежедневно — утреня, обедня, вечерня. В церкви натопят печь — тепло. Михаила Ивановича забрали, затем и Поликарпа раскулачили, он уже старый 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz