Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

музее над фотографией Понойской церкви я бы тоже написал имена людей, по чьей вине она не сохранилась». Так грустно завершилась история некогда богатого села Поной и Петропавловской церкви. На месте бывшего шумного многолюдного села еще можно обнаружить два-три осиротевших полуразрушенных лишенных жизни дома, но и их судьба недолговечна - такова грустная реальность сегодняшнего дня. ЛОВОЗЕРСКИЙ ПРИХОД В кратком описании приходов и церквей Архангельской епархии читаем о Ловозерском приходе, расположенном в середине Лапландс­ кого полуострова, в состав которого входили четыре лопарских погоста — Ловозерский, Вороненский, Лявозёрский, Семиостровский. В Лово­ зерском погосте число лопарей по духовным росписям на 1863 год со­ ставляло 216 мужчин и 217 женщин. К открытию Ловозерского прихода в 1862 году одновременно с Но- тозерским, лопари вели кочевой образ жизни и большую часть времени проводили в тундре. В погосты собирались не более чем на четыре-пять зимних месяцев. С апреля до декабря, а иногда до января ловозерские лопари рыбачили на озерах. В Ловозеро приезжали не более двух раз на праздники 30 июня и 29 июля. До открытия прихода в Ловозере, село подчинялось притчу Кольского собора. Христианизация саамов Кольского полуострова происходила с XVI века и сблизила коренных аборигенов с идеологией и культурой русско­ го народа. Возникли смешанные браки, складывались родственные отно­ шения, даже появился своеобразный обряд крестования, при котором русские и саамы обменивались нательными крестиками, становясь после этого крестовыми братьями. Крестование содействовало развитию тор­ говли, товарообмену между народами. В трудную пору и неурожайные годы саамы обращались к крестовым русским братьям за помощью. И, хотя на протяжении нескольких веков после принятия христиан­ ства саамы долгое время оставались двоеверцами, то есть сохраняли остатки языческой веры, все же строительство храмов и часовен влас­ тями очень поощрялось и потому ссуживалось деньгами. Так, Богоявленская церковь была создана на средства Святейшего Синода (на сумму 1782 рубля 41 копейка) и с внешней стороны напоми­ нала форму креста. Подряд на ее постройку был взят крестьянами Евти- хием Жидких из Кандалакши и Петром Дементьевым из Маслозеро, ко­ торые из ранее заготовленного леса и срубили в Ловозере церковь. Освещение ее состоялось 10 декабря 1873 года, и она была точной копи­ ей Нотозерской церкви. С февраля 1875-го до октября 1882-го в Бого- 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz