Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

без знания прошлого, на бездуховной, бескулътурной почве ничего хоро­ шего построить нельзя. Сейчас в этом все убедились... А что же с Понойской церковью? В 1986 году тогдашний заместитель председателя областного со­ вета общества охраны памятников истории и культуры Михаил Гри­ горьевич Орешета приехал в Поной, сделал замеры четырехсотлетнего церковного строения, составил необходимую документацию и обратил­ ся в облисполком с ходатайством, что церковь эту надо считать па­ мятником деревянного зодчества, освободить ее помещение от гнилых шкур, сетей, дымовых шашек, взять под охрану, а в будущем, возможно, перевезти в Колу, где планируется создание поморского музея под от­ крытым кебом. Но не нашлось никого, кто бы всерьез заинтересовался судьбой древнего храма. В 1988 году Михаил Орешета со студентами Мурманского педин­ ститута занимался реставрационными работами на археологическом памятнике — Понойском лабиринте II тысячелетия до нашей эры. В той экспедиции принимал участие и я, как член президиума областно­ го совета ВООПИК. Тогда мы на свой страх и риск прикрепили на сте­ не церкви большую доску, где написали: «Памятник деревянного зодче­ ства 17 века, охраняется государством». Мы думали, что хоть эта доска кого-то отпугнет, после такой надписи не поднимется у человека рука ни с топором, ни со спичками. Однако поднялась. В июле 1989 года в Поной приехала группа молодых солдат. Им был дан приказ демонтировать старый военный аэродром, давным-давно брошенный в Поное. В годы Великой Отечественной войны летчики с этого аэродрома вылетали на охрану союзных конвоев, принимали учас­ тие в воздушных боях. Могилы этих летчиков есть и на Понойском кладбище, и в Ловозере, и в Ревде. Солдатам, приехавшим разбирать старый аэродром, конечно же, никто не рассказал ни об истории это­ го аэродрома, ни тем более об истории села Поной. И в первый же день трое из них, войдя в церковь и увидев там дымовые шашки, подожгли их — «просто так», как они потом объяснили. А зачем им было задумы­ ваться? Ведь они увидели не памятник, а действительно сарай, склад с гнилыми шкурами и сетями. Да еще в пустом, забытом богом и людь­ ми селе. Нет, не одни эти солдаты виноваты в поджоге. В первую очередь, судить надо бы тех, кто мог раньше еще спасти эту церковь — и не спас, кто мог действительно сделать из нее памятник — и не сделал, кто мог охранять ее и не охранял. Жаль, что такого процесса не будет. У саамов есть обычай — называть место лесного пожара именем поджигателя. И тогда долго, из поколения в поколение передается в народе имя того, кто вольно или невольно явился врагом природы. В 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz