Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

подчинении людей и только. Да в выступлении А. Сурядовой не чув­ ствуется искренности, заученная заштампованность фраз и не более: «Нам трудно раньше жилось, нас беспощадно эксплуатировали, кто толь­ ко хотел — попы, кулаки, купцы. Я на себе испытала тяжелую женскую долю. До вступления в колхоз жила прислугой у попов и кулаков и по­ лучала за это только издевательства. Теперь настала новая жизнь. В к /х на трудодни наша семья заработала больше 15 тыс. рублей, я по много­ детности получаю от государства пособие. Мы и наши дети стали гра­ мотные, культурные и зажиточные. Спасибо т. Сталину на нашу счаст­ ливую радостную жизнь». Следующее выступление было Пирогова, инициалы которого не зафиксированы: «Перед нами стоит трудная за­ дача - изжить пережитки капитализма в сознании людей. Этих пере­ житков у нас еще много: пьянство, хулиганство, неуважение личности и т.д. До последнего времени церковь у нас была не закрыта. И только две недели назад верующие окончательно убедились во вреде религии, на своем собрании решили церковь закрыть, распустить церковный со­ вет и превратить здание церкви в культурный очаг на селе. К этому тол­ кает нас сама жизнь. Понойский колхоз является самым зажиточным в районе. У нас есть хороший клуб, неполная средняя школа, детсад, мед­ пункт, ветпункт, в каждом доме проведено электричество и радио. Но у нас нет помещения пионерского клуба. Нам в наследство осталось раз­ рушенное хозяйство. И вот только теперь, спустя 20 лет после соц. Рево­ люции наша страна превратилась в самую передовую страну во всем мире. Мы преодолели пережитки в экономике страны, с таким же успе­ хом преодолеем в сознании людей. С предложением вынесенным о пе­ ределке церкви под пионерский клуб вполне соглашаюсь». И вот в мае появляется выписка из протокола за № 98 заседания Президиума Мурманского Оркисполкома от 27 мая 1938 года. Слушали «О закрытии Петропавловской церкви в селе Поное Саамского райо­ на». Постановили: «Принимая во внимания, что церковная двадцатка доб­ ровольно самоликвидировалась, что церковь совершенно по назначению не используется, имеется постановление общего собрания граждан села Поноя и общего собрания верующих о закрытии церкви, — Петропав­ ловскую церковь в селе Поное закрыть, с передачей здания Сельскому Совету для использования на культурно-общественные нужды». Так церковь в селе Поной была закрыта, но на этом ее история не заканчивается. После признания бездушными чиновниками села Поной неперспективным и дальнейшего его закрытия брошеная церковь еще долгие годы стояла на берегу одноименной красивой реки Кольского края. Обратимся вновь к статье Владимира Смирнова «Была на селе цер­ ковь»: «...такмы хотели стереть из памяти людской все прошлое. Пели: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног...» Но ведь 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz