Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

отца Николая Ивановича Шмакова в провинциальной глубинки, несмот­ ря на отдаленность от центра, не остается незамеченной со стороны ду­ ховного начальства. Он награждается Севастопольским крестом и ме­ далью, камилавкой, наперсным крестом, медалями за царствование Николая I и Александра III, орденом Анны III степени за производство ценных наблюдений для казны (метеорология). В 1900-м, отбыв священ­ ником 49 лет, отец Николай отправился на Поной, желая остатки жизни провести в полюбившемся ему селе. 19 сентября 1902 года отца Нико­ лая не стало. Крестовоздвиженская церковь не могла вместить всех же­ лающих прихожан, лопарей, поморов проводить в последний путь свое­ го любимого пастыря и учителя, который был похоронен на древнем погосте около церкви на второй террасе. На могильной плите-каметли- не высечено: «Да успокоит Господь его чистую душу своих селений пра­ ведных. Дай Бог побольше таких достойных духовных пастырей!». В 1915-м в Понойском приходе числилось 152 двора, 610 жителей, в том числе лопарей 341 человек (94 двора). Большинство жителей Поноя после событий 1917 года еще сохрани­ ло веру в царя — помазанника Божьего, но весть о его отречении от пре­ стола ушла с надеждой в то, что в России все переменится к лучшему. Последним священником в Поное стал отец Николай (Петров). Вос­ поминания стариков о нем очень хорошие, его дочь - Галина Николаев­ на Петрова, являлась заслуженным учителем республики и до после­ днего времени проживала в Мурманске. В 1935-1936 годах, по рассказам жителей села, в церкви еще было около семи колоколов, но с ее закры­ тием в 1936-м колокола были вывезены на переплавку. В выписке из протокола общего собрания верующих села Поной от 27 февраля 1938 года читаем: «...в связи с тем, что церковь требует большого капитального ремонта, а большинство верующих выходит из культа верующих и никто не хочет брать на себя обязанности предсе­ дателя и казначея церковного совета, коллектив верующих села Поной добровольно отказываются от церкви, распускаем церковный совет и передаем церковь в С/Совет по его усмотрению. Предложение принято единогласно. Председатель Лосин. Секретарь Совкина. Председатель церковного совета окрисполкома Чеченина». Буквально через месяц в Поное проходит новое собрание, возглав­ ляемое президиумом из трех человек: Д.И. Пироговым, Я.С. Каневым и 3. Харлиной. В протоколе от 22 марта 1938 года одним из вопросов пове­ стки дня стоит доклад «О капиталистических пережитках в сознании людей», докладчик Макушин. А вот выступлений зафиксировано толь­ ко два: колхозницы Сурядовой и Пирогова, что говорит о молчаливом 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz