Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
(Николин день) и 12 Февраля (день памяти Алексея, митрополита Мос ковского). Все эти церкви крестообразные, небольшие. В летнем Иоконьгском погосте, близ реки Иоконьги, местными лопарями в 1376 году строится часовня во имя пророка Ильи. В 1891-м смотрителем маяка Михаилом Томиловым на острове Сосновец — часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Брат В.Н. Долгих пишет, что первыми поселенцами на Терском бе регу были поморы с Онежского берега. Берег от Онеги до Беломорска и носил название поморского. В 1884 году в Поное открывается церковно-приходская школа, на средства прихожан воздвигается священнический дом, псаломщику дом строится на средства А.П. Заборщикова. Священник Понойского прихо да имел сенокосы в Попове ручье и семужью тоню в Поповой лахте, которые при хороших условиях давали прибыли от 200-300 рублей в год. По синодику к началу XXвека в Понойском приходе с момента его открытия служило 30 священников. Первым был схиеромонах Евдиши. С 1627-го по 1835-й преемственно друг за другом священствовали Анд риановы. Со смертью Даниака Андрианова в 1825-м этот род прекратил свое существование. Первым священником с полным богословским об разованием оказался Иоанн Заринский (1839-й и 1842 год), добрый, про стосердечный, энергичный человек. Умер в Коле в 1874 году протоие реем. Особо почитаем Понойскими жителями был отец Дмитрий Перовский, студент Кометровской семинарии. Этот умный, ласковый человек многим жителям Поноя сумел привить грамоту (1874-1883). Следующему за ним священнику Александру Зуеву из-за притеснения богатых жителей Поной пришлось покинуть. И все же самым памятным у понойцев является отец Николай Ива нович Шмаков, открывший в своей квартире церковно-приходскую школу, и ставший в ней учительствовать. О нем хочется рассказать под робнее. Уроженец Архангельской губернии, сын священника, в 1851 году заканчивает курс Архангельской духовной семинарии. Друг Иоанна Кронштадтского (Сергеева). После семинарии служил в консистории, в 1854-м был назначен священником в Ковду. Но в это время на село на падают англичане и из прихода отца Николая увозят самый большой колокол. В 1875-м он получает новое назначение в Тетринский приход, где живет семь лет. Последние годы жизни отца Николая связаны с Поноем. 18 лет он отдает службе в церкви. Иоанн Кронштадтский на организованную им церковно-приходскую школу жертвует приличную сумму. В своем приходе отец Николай основывает еще и общество трез вости, убедив прихожан закрыть в селе все питейные заведения. В 1893- м в Поное не существовала продажа питьей, благодаря чему нравствен ное и материальное благосостояние сельчан улучшилось. Деятельность 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz