Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
Но трудный год есть в каждом из веков. Сперва коней на колбасу пустили. Потом война сожрала мужиков. Дни, словно пыль, развеялись ветрами. Всё так же волны в забереги бьют. И вот стою я в опустевшем храме, Где даже птицы больше гнёзд не вьют... Владимир Смирнов «В старом становище» Поной за время своего существования являлся вотчиной то одного, то другого монастыря. Сначала это был Соловецкий монастырь, затем Троице-Сергиев, после Кольско-Печенский и, наконец, Крестный Кий Островский, расположенный в Онежской губе. Заметим, что на владе ние понойской землей претендовали: Кирилло-Белозерский, Сийский, Николо-Карельский и другие монастыри. О принадлежности Поноя к монастырям говорят и колодцы, расположенные на Поное, прозыван- ные «Монастырскими». После крещения лопарей Феогностом, Понойская церковь какое-то время не действует. В чем дело? Исторических документов о жизни Феогноста не сохранилось, можно только предполагать: либо старец Феогност ушел с Поноя, либо умер (в промежутке между 1575 и 1581 годами), что более вероятно. Так как в церковной грамоте от 16 апреля 1581 года отмечалось: «К Мурманскому морю даныциками Нечайке Попову да Ваське Кисляку. Бил нам челом богомолец наш архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоанн с братией и сообщил, что на реке По ной стоит храм для крещения лопарей и ныне пуст он и без пения, попа и дьячка и пономаря нет, а дано было тому храму на всякие церковные стро ения пол реки Попой с рыбной ловлей: и нам бы велеть к тому храму устроить попа и дьячка и пономаря со всяким церковным строением и реку ему архимандриту Иоане с братией, чтобы церковь без пения не была и лопари крещеные веры не отбыли, и сверх того они с половины реки Поноя и с рыбной ловли дадут оброку в нашу казну в год по 3 рубля». А в писцовых книгах Василия Алагина да подьячева Степана Соболева напи сано: «...над рекою Поноем стоит храм Петра и Павла, поставленный по челобитию Терских лопарей для их крещения, а лопари дали в эту цер ковь свои угодья, половину реки Поной в заборе». Павел царь передал слугам Троице-Сергиева монастыря полреки, чтоб церковь восстановили и оброк платили — кто привезет эту грамо ту, тому б передали полреки и церковь». Так при Петропавловской церкви поселяется священник Федор Юрьевич Рочев, который в декабре 1581 года и отдает в аренду на 6 лет 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz