Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
Храмы — существенная часть духовной культуры людей. В них воп лощены достижения строительного искусства, хранились выдающиеся памятники письменности, живописи, резьбы. К сожалению, люди не уберегли бесценное наследие наших пред шественников. Исчезли многие маленькие старинные селения, заросли бурьяном старые заброшенные кладбища, разрушено большинство цер квей и часовен. Наверное, пришло время издать «книгу памяти» всех погибших храмов, как впрочем, и ныне возведенных. Так сказано было мурманским историком, профессором Иваном ФедоровичемУшаковым. ПОНОЙ — ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Начиная разговор о Понойском приходе, обратимся к историческим документам летописных сообщений о крещении лопарей 1526 года: «При ехавшие к Москве лопляпе с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дивной лопи и били челом государю и просили антимин са и священников церковь свящати, и просвятили их святым крещень ем, и государь велел архиепископу Макарию послать из Новгорода от соборной церкви священника я диакона, и они ехавшие свящали цер ковь Рожества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша». Итак, в 1526 году появился первый церковный приход в устье реки Нива — в Кандалакше, а коренные жители Терского берега обраща ются в христианство сначала иноками Соловецкой обители, затем пре подобным Феодоритом, впоследствии титулованным званием «Крес титель лепи». Обращаясь непосредственно к истории Понойского прихода, мы мо жем заметить, что еще в 1532 года на Покой-реку из Новгорода была послана церковная миссия, которая и построила здесь первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. Около 1570 года на Поное появляется монах Феогност, который, в результате длительной проповеднической деятельности, убеждает ло парей принять христианство, но для этого требуется возобновление цер кви. Обращаясь к исследованию Н. Хорузина «Русские лопари», читаем выдержку из писцовой книги А. Лагина, что «погост Понойский на реке Поное, а на погосте храм верховных апостолов Петра и Павла древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их крещенья веры пра вославные, а в церкви образы и книги и рязы и на колокольне колокола и все церковное строение государево данье». Подтверждает эту запись и сама жалованная грамота Ивана Грозного от 20 августа 1575 года: «...В Поморье, на Терский наволок, на Поной-реку старцу Феогносту. Били нам челом с Поморья, на Терский наволок, на Поной-реку и с Еконги и Семиостровские, и Воронские, Илья Войтинов, сын Новокрещен, да 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz