Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

тя Колу посетил писатель С.В. Максимов. На месте города простира­ лось огромное пожарище. Старик колянин, горюя, рассказал гостю: «Колы-то жаль... Пуще того жаль собора нашего — такой он был при­ глядный, хороший, таким благолепием сиял, особенно вон с горы Соло- вараки, все отдай, да мало. Очень его жаль». Максимов со слов старика записал легенду о строителе: Воскресенского собора, который, закон­ чив работу, бросил свой топор в Тулому в знак того, что лучшего храма ему уже не создать. Высокими художественными и конструктивными особенностями отличается и Успенская церковь, сооруженная в 1674 году и до сих пор сохранившаяся в селе Варзуга. Одноглавая, шатровая, крестообразная в основании, кроме алтаря, с тремя прирубами. Большинство сельских церквей строилось на средства крестьян («тщением прихожан»), использовавших обычно доходы от коллектив­ ного лова семги. Чиновник К.К. Макшеев в 1892 году отмечал: «Общество в Кузоме- ни настолько богато, что могло построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 рублей, не прибегая ни к мирским сборам, ни к пособию от правительства». Имеется в виду пятиглавая Дмитриевская церковь, построенная в 1887 году «в память мученической кончины Го­ сударя Императора Александра Второго». Сооружение церквей и часовен считалось богоугодным делом. Ку- зоменский Алексей Заборщиков (торгующий крестьянин) на свои день­ ги построил церкви в Лумбовке (1883), Иоканьге (1891) и Сосновке (1898), приписанные к Понойскому приходу. «На доброхотные пожер­ твования рыбопромышленников» поставлены церкви в становище Те- риберке — Ильинская (1875) и Грузино-Вологодская (1884), Никольс­ кая церковь (1886) в Гаврилове построена на средства кронштадского дворянина Л. Пасского. Владимирская церковь (1890) в Порт-Влади- мире — на средства московского купца Алексеева. Ильинская церковь в Харловке - на средства маловишерского купца Пономарева (1891), Алексеевская в Раснаволоке — на средства о. Иоанна Кронштадтско­ го (ныне причисленного в миру святых) (1895 г.). Список можно про­ должать долго... Храмы являлись стержнем общественной жизни селений — здесь отмечались празднества, разные торжества, а также утолялись горести и печали. Храм давал верующим духовный покой и надежду на небес­ ное покровительство. Они укрепляли нравственность народных масс, объединяли и мирили людей. В храм собирались на сход для решения важных текущих вопросов. А еще в церквях велась благотворительная деятельность, церковь обучала и воспитывала детей, информировала на­ селение о событиях в стране и распоряжениях власти. Церковь регист­ рировала акты гражданского состояния, вела учет населения. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz