Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
ХРАМЫ — СТЕРЖЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СЕЛЕНИЙ О, вид смиренный и родной! Березы, избы по буграм. И, отраженный глубиной, Как сон столетний. Божий Храм. Николай Рубцов сновной духовной и организационной ячейкой любой право славной церкви является приход — устойчивое сообщество верующих, проживающих в одной местности. Центром при хода — храм, а пастырем, духовным отцом —приходской свя щенник. В трудноразличимой дали веков скрывается история пер вых северных приходов. Поначалу они могли формироваться вокруг мо настырских храмов, которые возникли здесь в первые века христиани зации, и к которым тянулись крестьяне ближайших деревень. С конца XV века, что имело исключительно важное значение — повсеместно развернулось строительство деревенских церквей самими крестьянами, «на мирском иждивении». Северно-русские волости —это земледельческие оазисы, ценой упорного труда нескольких поколений крестьян отвоеванные у дикой природы и окультивированные, стали ос вещаться храмостроительством. Жизнь в них дополнялась новым содер жанием: к привычной кооперации труда и воли добавлялось единство веры, потребность о религиозно-духовном общении. Замечательным примером церковной архитектуры на Русском Се вере стал храм Воскресения Христова, сооруженный в Коле (1681-1684). Историк В. Верещагин в «Очерках Архангельской губернии» (СПб, 1949) писал: «Воскресенский собор — есть главная достопримечательность Колы». Но выдающийся памятник русского зодчества 11 августа 1854 года во время бомбардировки Колы англичанами сгорел. Два года спус 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz