Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

«СМИРЕНИЕ И ПРЕЛЕСТЬ» Московскую духовную академию владыка Симон закончил со сте­ пенью кандидата богословия. Тема кандидатской диссертации: «Учение святых отцов Церкви о смирении и прелести». Именно ее в дальнейшем архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон возьмет за основу своей книги «Смирение и прелесть» (2009), в предисловии к которой монахиня Васса (Васильева) напишет: «Эта книга никогда не может стать несовременной или неактуальной. Не может «отстать от жизни» в силу того, что не отстают от нашей жизни и от нас самих эгоизм и гордость, сластолюбие и невежество. Человек, написавший эту книгу, многое прочел из наследия святых отцов, своей жизнью впитал и продолжает впитывать их опыт. Этим ав­ тор существенно отличается от обычных ученых, философов, которые подходят к науке только с точки зрения ума. Архиепископ Симон писал книгу сердцем, пропуская сквозь него и оставляя для себя мудрость и любовь святых, соглашаясь с ними всем своим существом и пытаясь ис­ кренне и ежечасно следовать след в след, не уклоняясь в тернистые за­ росли умствований и в пустыни самомнения». Мне, человеку больше светскому, нежели церковному было удиви­ тельно узнать, что слово «прелесть» расшифровывается, как обман, ложь. Мы, чем только не умиляясь, называем все прелестью. Ах, какой ма­ лыш— прелесть! Стихи — прелесть! Ты просто прелесть! И так далее и тому подобное. И вдруг читаю у владыки слова Игнатия Брянчанинова: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину...» И так с каждой прочитанной страницей раскрываешь для себя суть «пре­ лести» и «смирения» в понимании святых отцов и самого владыки Си­ мона: «В современном русском языке слово «смирение» встречается не часто и обычно как религиозный термин, обозначающий одну из основ­ ных христианских добродетелей, противоположную гордости». БЫЛЬ ОБ «ОКАМЕНЕВШЕЙ» ДЕВУШКЕ Вот уж чего не ожидала услышать от владыки, так это разговора о самарской Зое. В юности я любила вырезать из газет интересные жиз­ ненные случаи и однажды наткнулась на заметку о некой «окаменев­ шей» Зое. Поразило, что девушка, схватив в руки икону, стала танце­ вать с нею вместо кавалера, а затем окаменела. Заметка оказалось скупой на подробности, только сообщала факт случившегося. После нее в шко­ ле кипели страсти, потому как не было другой темы для обсуждения, как этот случай. Учителя решили провести антирелигиозную беседу. Кто- то верил тому, что с девушкой произошло, в том числе и я, но болынин- 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz