Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
«СМИРЕНИЕ И ПРЕЛЕСТЬ» Московскую духовную академию владыка Симон закончил со сте пенью кандидата богословия. Тема кандидатской диссертации: «Учение святых отцов Церкви о смирении и прелести». Именно ее в дальнейшем архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон возьмет за основу своей книги «Смирение и прелесть» (2009), в предисловии к которой монахиня Васса (Васильева) напишет: «Эта книга никогда не может стать несовременной или неактуальной. Не может «отстать от жизни» в силу того, что не отстают от нашей жизни и от нас самих эгоизм и гордость, сластолюбие и невежество. Человек, написавший эту книгу, многое прочел из наследия святых отцов, своей жизнью впитал и продолжает впитывать их опыт. Этим ав тор существенно отличается от обычных ученых, философов, которые подходят к науке только с точки зрения ума. Архиепископ Симон писал книгу сердцем, пропуская сквозь него и оставляя для себя мудрость и любовь святых, соглашаясь с ними всем своим существом и пытаясь ис кренне и ежечасно следовать след в след, не уклоняясь в тернистые за росли умствований и в пустыни самомнения». Мне, человеку больше светскому, нежели церковному было удиви тельно узнать, что слово «прелесть» расшифровывается, как обман, ложь. Мы, чем только не умиляясь, называем все прелестью. Ах, какой ма лыш— прелесть! Стихи — прелесть! Ты просто прелесть! И так далее и тому подобное. И вдруг читаю у владыки слова Игнатия Брянчанинова: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину...» И так с каждой прочитанной страницей раскрываешь для себя суть «пре лести» и «смирения» в понимании святых отцов и самого владыки Си мона: «В современном русском языке слово «смирение» встречается не часто и обычно как религиозный термин, обозначающий одну из основ ных христианских добродетелей, противоположную гордости». БЫЛЬ ОБ «ОКАМЕНЕВШЕЙ» ДЕВУШКЕ Вот уж чего не ожидала услышать от владыки, так это разговора о самарской Зое. В юности я любила вырезать из газет интересные жиз ненные случаи и однажды наткнулась на заметку о некой «окаменев шей» Зое. Поразило, что девушка, схватив в руки икону, стала танце вать с нею вместо кавалера, а затем окаменела. Заметка оказалось скупой на подробности, только сообщала факт случившегося. После нее в шко ле кипели страсти, потому как не было другой темы для обсуждения, как этот случай. Учителя решили провести антирелигиозную беседу. Кто- то верил тому, что с девушкой произошло, в том числе и я, но болынин- 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz