Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Земля с такой славной историей, традициями, природой, людьми является родиной архиепископа Мурманского и Мончегорского Симо­ на (Валентина Петровича Гетя), родившегося 14 ноября 1949 года в селе Крюково, в 15 километрах от Полтавы. Отец его был военнослужащим, мать — домохозяйкой. В семье ро­ дилось семь детей: пять сыновей и две дочери. Двух мальчиков Алек­ сандра и Василия родители похоронили в голодные послевоенные годы в общей могиле в один день. Название села Крюково (с ударением на центральное «ко») про­ исходит от слова крюк. Здесь четко были выражены роды: Бонда­ ренко, Могилы, Корниенко, Емец, Гетя. По словам владыки, его стар­ ший брат исследовал генеалогию семейного древа и выяснил, что Гетя первые пришли на Полтавщину в XVIII веке с Черногории, Македо­ нии или Северной Греции. Родители архиепископа Симона были из одного села только разных родов Гетивского и Корниенко (девичья фамилия матери). В роду отца было больше чернявых, нежели беля­ вых. Владыка пошел в род матери — светлый. У семьи был свой сад и огород, и все дети помогали матери по хозяйству. «Так что нос я тебе утру только так, — говорит мне, смеясь, архиепископ. —А отец очень хорошо пел». Может отсюда у владыки любовь в душе к украинской песне и живет. Он не только сам поет, но обучил и отцов своих. По­ слушаешь трио владыки, протоиерея Геннадия Баздугана и архидиа­ кона Никиты (Борисова) и никогда не скажешь, что один из батю­ шек с Мурманска родом, а другой с Санкт-Петербурга. И с Украиной никак не пересекаются. Вот, что значит любовь владыки к песням своей родины. Село Крюково растянуто вдоль озер километра на два, а то и боль­ ше. Любимым у владыки было озеро Стражково. Он рассказывал, что как только летом приезжал из города, сразу бежал через поле кило­ метра три, чтобы искупаться в нем. Вода чистая, прохладная. А еще ему из детства и юности запомнился пруд Цыганский, названный по фамилии помещика Цыганского, и то, как бегал в хутор Суточки, где жила бабуся его. Владыка Симон уже давно не был в родном селе и первое, что вспо­ минает о нем — дорогу на поезд. Пешком он по селу не ходил — все больше бегал. И к поезду тоже всегда бегом, случалось, что и догонять его приходилось, и на ходу заскакивать. Вспоминает, как учился в ин­ ституте, бежал с поезда домой. На пути ему пацанята с деревянными автоматами попались, которые в войну играли. Кричат: «Руки вверх!», он остановился и на самом деле руки поднял. Те гордые, что взрослого в плен взяли, наставили на него автоматы, ведут, а парню надоело идти, и он снова побежал. Эх, какой они гвалт подняли: он им всю малину испортил! 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz