Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андро­ ньевской площади, на которой стоит памятник великому русскому ико­ нописцуАндрею Рублеву, работы известного скульптора Олега Констан­ тиновича Комова. Созданный в Спасо-Андрониковом монастыре Музей имени А.Рублева, в 1980-х годах был преобразован в Центральный Госу­ дарственный Музей древнерусской культуры и искусства имени Анд­ рея Рублева. В коллекцию его входит огромное иконописное собрание: более 5 тысяч икон — шедевры работы художников круга прп. Андрея Рублева и Дионисия, мастерской московского митрополита Макария и царя Ивана Грозного, иконописцев государевой Оружейной палаты. В собрание фондов музея входит также церковная утварь, старопечатные и рукописные книги. На занимаемой музеем территории находится и древнейший из сохранившихся храмов Москвы — белокаменный Со­ борный храм Спаса Нерукотворного Образа, расписанный в 1428 году палаты и церкви Архангела Михаила. Подлинный шедевр московской иконописи — образ «Иоанна Пред­ течи» (XV в.). Считается, что этот образ принадлежит кисти совре­ менника прп. Андрея Рублева. Облик Иоанна захватывает выражением возвышенной одухотворенности и милосердной любви, соединением утонченной красоты и небесной просветленности. Более подробно сотрудник музея остановился на иконе «Троица» кисти Андрея Рублева. Ипостаси Святой Троицы на этой иконе следу­ ют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Ангел слева — первая ипостась — Бога Отца, в центре — Сына, и справа — Духа Святого. Все три Ангела благословляют чашу — прообраз крес­ тной жертвы и напоминание о Евхаристии. Все три Ангела держат в руках жезлы в ознаменование их боже­ ственной власти. Ангел — Бог Отец облачен в светло-лиловое, синее одеяние, что говорит о его божественной, небесной природе, непостижимости и царственном достоинстве. Позади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраамово. В толковании этой иконы символическое значение домостроительства и Божественной благодати. Глава Ангела почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Анге­ лам, все говорит о Его отеческом достоинстве. Два других Ангела скло­ нены главами и обращены взором к первому, как бы ведя беседу. Над главою Ангела в средней части иконы простирает свои ветви дуб. Облачение Ангела соответствует тому, в каком обычно изобража­ ется Спаситель. Темно-багровый цвет — воплощение, синий хитон — Божественное достоинство, небесность Его природы. Осеняющее Его дерево, как напоминание о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном. 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz