Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Подлинной оказалась в музее и книга Жития святителя Николая — факсимильное издание 1877 года, воспроизведенное Николо-Угрешским монастырем, как изначальное Житие XVI века, а подлинник хранится в Государственной Российской библиотеке. В других залах можно увидеть древнейшие памятники археологи­ ческих раскопок 2004 года, производимых в монастыре. Детали перво­ го белокаменного храма, датируемого началом XVвека. Икону Угрешс­ кой Божией Матери «Взыграние Младенца» русского древнего письма, в которой младенец держит свиток; иконы Божией Матери «Всех скор­ бящих радостей» и «Явление иконы святителя Николая» ДмитриюДонс­ кому. И самую древнюю икону в коллекции — икону XVI века Вла­ димирской Божией Матери. Здесь же находится и помещение, где принял свою кончину святой Пимен Угрешский, к мощам которого мы прикладывались в Спасо-Преображенском соборе. Я задаю еще один вопрос игумену монастыря Иоанну: — В последние годы Церковь настаивает о возвращение музеями икон в храмы, а у вас получается, что иконы наоборот собираются в музейную коллекцию, как это понимать? — Это уникальные иконы, которые монастырь старается сохранить, но это не значит, что мы не выносим их на богослужения. Они у нас все и в храмах на праздники выставляются. Одно другому не мешает. И я думаю, это самый правильный подход, так иконам обеспечена полная сохранность. ДРЕВО ЖИЗНИ И ДРЕВО КРЕСТНОЕ В работе музейной секции, участникам была предложена экскур­ сия по Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева, о кото­ рой хочется рассказать подробнее, Но сначала несколько слов о самом Спасо-Андрониковом монастыре, основанном в 1357 году митрополи­ том Алексием (крестником Ивана Колиты, воспитателем Дмитрия Дон­ ского) . Назван монастырь по имени его первого игумена —Андроника, причисленного к лику святых, ученика Сергия Радонежского. Место, где был основан монастырь, вошло в историю. На берегу Яузы проходила дорога из Москвы в Орду. Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Ти­ мура) выступил великий князь Василий Дмитриевич. Дорога тогда на­ зывалась Болвановской, что, вероятно, также было связано с путем в Орду. Вглубь России дорога вела в Нижний Новгород, на Урал, в Си­ бирь, и в будущем стала именоваться знаменитой Владимиркой, начи­ навшейся чуть далее от Спасо-Андроньевского монастыря, на площади у Рогожской заставы (ныне — Шоссе энтузиастов). 271

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz