Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Восхитил своим великолепием высокий 24-х метровый пятиярусный резной иконостас «Вятских кустарных мастерских» Спасо-Преображен- ского собора, являющийся замечательным памятником архитектуры кон­ ца XIX века. Даже Святейший Патриарх Кирилл, побывав здесь, сказал: «Япоражен всем тем, что увидел в Угрешской обители. Из руин, из праха восстала не просто красота — святыня!». Игумен Иоанн (Рубин) показывал нам Музей-ризницу Николо-Уг- решского монастыря, созданный здесь по совету и благословению Святейшего Патриарха Алексия II. — Все иконы святителя Николая не монастырского происхождения и собирались нами в течение двадцати лет. Первый зал условно называется «Святитель Николай и его слава в России». Здесь представлены уникальные иконы божественности свя­ тителя Николая, два типа их в древнерусском искусстве — Никола Мо­ жайский, где Николай Чудотворец изображен в полный рост с мечом и градом, и Никола Зарайский, с благословляющим жестом и Евангелием в руке — так называемая житейская икона. Ее клейма иллюстрирует жизнь святого. Когда святитель Николай был участником Вселенского собора, он, не стерпев богохульства Ария, ударил еретика по щеке, за что Отцы Собора сняли с него священный сан епископа, посчитав этот поступок недопустимым. Но той же ночью многим из них было виде­ ние: явился Иисус Христос и отдал Евангелие Николаю, а Пресвятая Бо­ городица возложила на него омофор. Вот это предание и изображено на иконе Никейской Церкви, как напоминание людям о том, что жизнь святого была засвидетельствована самим Господом. — Понятно, почему святитель Николай держит в руках град, как символ святой Руси, а почему меч? — спрашиваю я отца Иоанна. — Как символ заступничества. Можайск был рубежом Московско­ го княжества на западе. И его требовалось охранять. А вот икона Нико­ лы Зарайского рассказывает о том, что Зарайск был воротами в орду. Считается, что наши предки не столько воевали с ордой, сколько несли им учение Евангелия, потому на иконе Николай святитель и держит в руках Священное Писание. Увидели мы в этом зале и коллекцию монет времени святителя Ни­ колая. Особое внимание обратили на золотой динарий, связанный с ле­ гендой о споре Иисуса Христа с фарисеями, что хотели обличить Хрис­ та, предать начальству и власти, подослав к Нему лукавых людей, которые спросили Его: позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Спаситель, видя их лукавство, велел принести Ему монету, которой пла­ тится подать. Те принесли динарий. Иисус спросил: «Чье это изображе­ ние...» Говорят: «Кесарево». Тогда Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Другая монета — серебряник, которым было заплачено Иуде за пре­ дательство Христа. 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz