Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Николай начинает всех будоражить, читать стихи Рубцова, где-то забывает слова и тогда их подхватывает Валентина Евгеньевна Кузне­ цова, так вдвоём на весь автобус и читают: «В потемневших лучах горизонта / Я смотрел на окрестности те, / Где узрела душа Ферапонта /Что-то божье в земной красоте..». Ферапонтов монастырь был основан монахом Ферапонтом. Пришёл он вместе с Кириллом на Белоозеро в 1347 году, но через год ушёл к северу-востоку и там между Бородавским (нынешним Ферапонтовским) и Паским озёрами основал свою обитель. В отличие от других монасты­ рей Ферапонтова обитель считалась настоящим духовным центром про­ свещения, преуспели в этом игумены Мартимиан и Иоасаф. Мартими- ан был страстным библиофилом, потому и всех других монахов посадил за перепись книг, которые затем переплетались и читались. Когда в монастыре после пожара выстроили новый каменный со­ бор Рождества Богородицы, то Иоасаф пригласил расписать его мос­ ковского изографа Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием. Дионисию в момент прихода в монастырь было 60 лет. По тем не­ спокойным временам он считался старцем, но, несмотря на возраст, начал работу над фресками, которые и по сей день считаются лучшими из его творений. В Ферапонтовом монастыре ему принадлежит замы­ сел всей росписи собора Рождества Богородицы, но далеко не все фрес­ ки мастер расписывал сам, только основные. Главная посвящена Рожде­ ству Богородицы. В произведении Александра Грязева «Откровение Дионисия» читаем: «...Внутри храма было тесновато от возведённых лесов. Дионисий с сыновьями, надев холщовые фартуки, подошли под благословение к Иоасафу. Затем они прошли в алтарную нишу с высо­ ким полукруглым верхом и по лестнице поднялись под самое полукру­ жье, где всё было готово к началу работы. Там ещё до молебна иконни- ки положили левкас ровным, гладким слоем и тонкими, еле видимыми чертами наметили прорись будущего образа. Дионисий перекрестился, взял кисть, легонько достал из сосуда не­ много краски и начал своё действо. Сосуды с красками, которые пода­ вали ему сыновья, часто менялись в руках мастера-изографа. Он писал то пурпурной охрой, то светлой, то празеленью, голубцом или лазурью. Писал скоро, уверенно и прямо на глазах людей, стоящих в храме, вдруг появился лик Пресвятой Богородицы, светло и печально взирающей из-под купола аспиды на молящихся людей. Всё случилось неожиданно и быстро, и было похоже на явление. Стоявшие в храме люди, увидев лик Пречистой, стали креститься, а хор монахов запел ака­ фист Божьей Матери». Живопись Дионисия лаконична, в ней, как в лето­ писи, нет ничего лишнего. Дионисий, расписывая собор, предпочитал светлые тона, например, красный, заменял розовым, жёлтый — соло­ менным, зелёный — светло-зелёным, очень любил лазурь. Искусство­ веды во фресках Андрея Рублёва выделяют всего шесть основных то­ нов, у Дионисия — сорок. 263

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz