Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

думала, как же всё это давно было. Здесь я, утверждаясь, испытывала себя на прочность — переплывая Волгу туда и обратно два раза. Сейчас бы не рискнула. Время меняет нас... В моей юности Твери не существовало, был город Калинин, а о Тве­ ри можно было прочесть только в книгах по истории края. Здесь я отме­ тила своё совершеннолетие. Но город не стал родным, не стал даже сча­ стливым для меня, и может, потому ехала сюда с каким-то внутренним напряжением: как и какие чувства он во мне всколыхнёт? Встретила нас монахиня Дамиана, проводила в Вознесенский собор, где нас уже ждали из пресс-службы Тверской епархии, взяли интервью. Было удивительно смотреть на роспись алтаря с высоты второго этажа. В соборе приложились к мощам священномученика Фаддея (Успен­ ского), архиепископа Тверского. Матушка Дамиана говорила: «Посмот­ рите на икону, на которой старец изображён с молодым лицом, такое редко увидите». И правда, священномученик Фаддей, рождённый в 1872 году, а к расстрелу приговорённый в 1937-м, на иконе выглядел моло­ дым. При жизни архиепископ был очень непритязательным человеком, где бы ни жил, ничего своего не имел, и когда сотрудники НКВД заби­ рали его, то изумились, а на что архиепископ жил? Его казнили 31 де­ кабря 1937 года. Ходили слухи, что утопили в яме с нечистотами. А 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божьей Матери, чест­ ные останки архипастыря-мученика были обретены и положены в раку Вознесенского собора. Здесь же приложились и к святым мощам пре­ подобного исповедника Сергия (Серебрянского), скончавшегося в 1948 году. Верующие приходят к его мощам, чтобы получить духовное уте­ шение и заступничество. Далее поехали в храм Белой Троицы. Старейший собор Твери, пост­ роенный в 1564 году, несмотря на переделки, сохранил черты выразитель­ ной и несколько суровой архитектуры середины XVI века. Откуда про­ изошло такое название? Дамиана рассказывала: «Есть версия, что церковь ранее принадлежала Троице-Сергиевому монастырю и не платила пода­ тей местному епископу, то есть была «белой»». В этом храме мы прило­ жились к мощам преподобного Макария Калязинского, основателя Каля- зинского монастыря. И я поняла, что приняла Тверь в своё сердце. «Бом, бом— динь-звень, динь-звень...», —звучал колокольный звон, устроенный нами вечером в Твери с благословения настоятельницы мо­ настыря Святой Екатерины игуменьи Иулиании. Был последний вос­ кресный день звонильной недели после Пасхи, но нам нигде по всему следованию пути никак не удавалось позвонить в колокола. И вот она радость от первых «Динь-дон, динь-звень, бом-м-м!» Это сестра Варвара, звонарь монастыря, начала свой звон, показывая нам, как управлять колоколами. И началось разгульное звонкоголосое колокольное буйство силы и характеров, ведь у каждого колокола, как у человека, свой го­ лос, свой нрав. А нас на колокольню поднялось человек двенадцать, и 245

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz