Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

рия и не проверял, но заключения сделал. Пушкин 24 раза на Валдае бывал, всё время баранки покупал, а про целомудрие не заикался. Радищев не только не купил, но и близко ни к одной девке не подо­ шёл, а Пушкин, как ехал через Валдай, так в обязательном порядке ба­ ранки покупал и ни на что не жаловался: ни на дорогу, ни на жизнь пло­ хую, ни на Россию... По дороге в Музей колоколов сделали мы остановку возле усадьбы Михаила Осиповича Меньшикова — выдающегося публициста конца XIX начала XX веков. Помню, когда читала книгу «Русский архив. VI том. М.О. Меньши­ ков. Материалы и документы», больше всего меня потрясла его пред­ смертная записка: «Запомните — умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков. Жаль, что не удалось ещё пожить и полюбоваться на вас. Сейчас звонят к вечерне. Последний звон мой в моей жизни. Слышите ли вы его?..» Когда-то на Валдае прямо на станции в маленьком магазинчике Уса­ чёвых, братья которого были знамениты своим колокололитейным про­ изводством, проезжающие мимо путники могли приобрести колоколь­ чики любых размеров и вида. Завод Усачёвых на Валдае прекратил своё производство в 1927 году. И вот на Валдае, в бывшей Екатерининской церкви, в которой некогда располагался Краеведческий музей, теперь находится Музей колоколов. Мы побывали на интересной экскурсии, из которой узнали, что Валдай в прошлом был крупным центром литья не только ямщицких колокольчиков, но и больших колоколов. И, ко­ нечно же, мы позвонили в колокольчики. Быть на Валдае и не посетить Иверский Святозерский Богородиц­ кий мужской монастырь, было бы неправильно. Острова на Святом озе­ ре путешественники сравнивают с кораблями. Вот так на одном и них — Рябиновом — и был основан по приказу патриарха Никона в 1653 году монастырь в честь Иверской иконы Божьей Матери. В те давние време­ на с озером было связано множество разных историй о чудовищах, яко­ бы обитавших в нём. Чтобы опровергнуть их. Патриарх Никон, освятив Валдайское озеро, переименовал его в Святое. С патриархом Никоном связана целая эпоха реформаторских пре­ образований в Русской Православной Церкви и событий, которые в даль­ нейшем во многом повлияли на ход истории и общественной жизни Рос­ сии. Здесь, в монастыре, у него работала уникальная типография: частная, привезённая из Белоруссии с Хутыина, и всякое издание опечатывалось специальным Никоновским гербом. Писались иконы, делались к ним оклады, и, самое главное, — это был крупнейший паломнический центр. Атак как строился монастырь по образцу греческого Иверского Афон­ ского монастыря, царь Алексей Михайлович передал Патриарху Нико­ 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz