Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Необходимо отметить, что журнал «Север» сыграл огромную роль в становлении Мурманской писательской организации, публикуя произ­ ведения В. Маслова, В. Смирнова, Б. Романова, О. Вороновой, В. Тимо­ феева, Н. Скромного, В. Сорокажердьева, Д. Коржова, Н. Колычева, М. Чистоноговой, Н. Большаковой... Мурманские писатели всегда считали и продолжают считать «Се­ вер» своим журналом, потому как это один из самых авторитетных «тол­ стых» журналов Севера России. И очень обидно, что не смогли попасть на могилу Станислава Алек­ сандровича Панкратова, которая находится в Кижах. Именно Панкра­ тов в последние годы своей жизни, будучи главным редактором, можно сказать, спас журнал. А отец Сергий (Поливцев) отслужил на могилах Гусарова и Тихонова заупокойную литию. КАРЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ Прочитав перед поездкой в журнале «Север» очерк Савелия Ямщи­ кова «Созидающие» о прекрасной художнице Карелии Тамаре Григорь­ евне Юфа, обратилась к Константину Гнетневу с просьбой устроить с ней встречу. Дома у меня есть две книги карельского эпоса «Калевала» с удивительно сказочными рисунками И. Кочергина, чем-то напомина­ ющими рисунки Билибина к русским народным сказкам, а здесь — но­ вое имя и совершенно новый взгляд художника на «Калевалу». Как сама Тамара Григорьевна признавалась, в знаменитом карельском эпосе мож­ но иллюстрировать каждую строчку, было бы время, желание и силы. Сначала она работала простой учительницей в Ленинградской области, но вот судьба привела её в Карелию, а работа по оформлению эпоса сделала знаменитой на всю Россию. В её картинах тёмные тона череду­ ются со светлыми. Иногда это происходит плавно, иногда резко, всё как в жизни — зло соперничает с добром, светлые стороны человеческой души — с тёмными. Тамара Григорьевна оказалась простой, доброже­ лательной, чем-то похожей на своих героинь из «Калевалы». На встречу пришла со своей дочерью, тоже художницей, Татьяной Юфа. Икак жаль, что на выставке в Музее изобразительных искусств оказалась выстав­ ленной всего одна её работа. Но каково было моё удивление и радость, когда я увидела здесь же выставку картин Кронида Гоголева. Настоящий подарок участникам «Славянского хода». Впервые с картинами Гоголева я познакомилась в Новгороде, когда принимала участие в Балашовских чтениях. Картины мастера поразили тем, что они не были написаны маслом, а вырезаны по дереву. Точно древняя деревянная Русь, неоднократно описанная в произведениях Дмитрия Балашова, сошла из книг в картины. Материа­ лом для Гоголева служит липа. Художник в работе с ней мастерски пе­ редаёт теплоту дерева, игру слоёв и оттенков природного материала, 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz