Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Казнив сестер, император отпустил Софию, полагая, что раз ее доче­ ри погибли, она перестанет верить в своего Бога. Но София знала, что земная смерть не страшна, она разлучает лишь на время. Похоронила сво­ их любимых дочерей, а через два дня и сама умерла на их могиле. Помню, когда я узнала о принятии мученической смерти маленьки­ ми девочками, была потрясена. Это какую же нужно было иметь веру, силу духа, чтобы не сломиться, не пасть в ноги своим истязателям! Сей крест посилен далеко не каждому взрослому. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ Не знаю, у кого как, а у меня почитание и трепет к святым, их деяни­ ям возникает только после того, как я принимаю их в свою душу, когда в моем сознании они становится не просто святыми, а как бы сродняют- ся со мной. Так приняла в душу двух преподобных батюшек Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Будучи в Ушаковском ходе- 2007, заехали мы в Дивеево, прило­ житься к мощам преподобного Серафима Саровского. Делясь впечат­ лениями, одна из участниц Хода сказала, что прикладываясь к мощам, испытала благоговейный трепет, другая наоборот, подходила с неким страхом, я же, стыдно признаться, не испытала внутри себя ничего. Приложилась и приложилась, может, потому, что не считаю себя че­ ловеком воцерковлённым. А ведь батюшка Серафим еще при жизни говаривал сестричкам дивеевским: «Ходите ко мне на гробик и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорби­ те, что бы ни случилось с вами, все приидите ко мне на гробик да при­ пав, как живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду». Может, если бы прийти к мощам одной, да в раздумьях постоять у гроба, по- другому все и воспринялось бы, но когда тебе в затылок дышит с деся­ ток человек, какой уж тут трепет. Приложился сам, дай приложиться другим. И возникла мысль, а зачем тогда вообще прикладываться? Но как в дальнейшем оказывается, даже если ты сразу у мощей святого ничего не почувствовал, что-то непостижимое после этого действа вхо­ дит в тебя. Ведь батюшка Серафим еще при жизни многие вещи про­ зревал на десятки лет вперед, точно в открытой книге читал будущее, настоящее и прошлое, с любовью и радостью принимал всех стражду­ щих: «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!». И радость его при этом была неподдельною. В момент прикладывания к мощам батюшки я ничего не почувство­ вала, а вот когда архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, бывший вместе с нами в Дивеевском монастыре, надел на мою голову, 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz